Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. Про самую дорогую копию «Моны Лизы»

Шедевр и копия

«Ой, опять про Мону Лизу! Ну, сколько можно?». Да нет, я сегодня не столько про «…Лизу» кисти Леонардо да Винчи (о ней только в качестве предмета для сравнения, да простят меня искусствоведы за такую крамолу), сколько про одну из её многочисленных копий. Копию несказанно дорогую. Самую дорогую из всех. О, она не сразу была таковой, её история непроста и загадочна. А главное, имя копииста неизвестно до сих пор. Конечно, есть предположения… Но и только. Однако – обо всём по порядку.

Одна из многих

Едва ли кто-то станет спорить с тем, что в соревновании на безумную популярность и узнаваемость «Мона Лиза» Леонардо да Винчи обойдёт всех. Она – безусловный рекордсмен. Долгое время ни одной из многочисленных её копий подобная известность даже на горизонте не маячила. А их, копий, за прошедшие столетия было создано столько, что они не стали представлять собою хоть какую-то ценность. Одной такой копией в течение долгого времени владел мадридский музей Прадо. И вдруг обнаружилось кое-что интересное! Искусствоведы были в шоке.

…Не секрет, что популярность к «Джоконде» пришла благодаря неоднократным попыткам её хищений. Эти истории довольно широко освещались в СМИ, отсюда и, чего уж скрывать, небывалая известность. Сегодня картину не достать, от зрителей её отделяет толстое пуленепробиваемое стекло и ограждение, поэтому ни о каком рассмотрении деталей, да и просто полюбоваться портретом непосредственно в Лувре, где он и находится, не представляется возможным. И всё же толпы жаждущих увидеть шедевр именно здесь, в святая святых, не редеют. Скорее, наоборот. И всяк стремится сфотографировать прелестную деву «на добрую вечную память».

«Быстро любуемся улыбкой и проходим дальше»

Та, мадридская «Мона Лиза», особого интереса ни у кого не вызывала. Возле неё не толпились туристы и любители живописи, и необходимости в её защите никогда не возникало. Всё кардинально изменилось после объявления Лувром своей идеи об организации выставки копий всемирно известного портрета. Приглашения были разосланы в лучшие музеи мира и, в частности, в Прадо. Сотрудники последнего приглашению обрадовались, но перед отправкой во Францию решили отреставрировать копию...

Неожиданные открытия

Имя автора «Моны Лизы в Прадо» никогда не было известно. На картине изображена женщина, весьма похожая на ту, леонардовскую. Поза, лицо, улыбка… Правда, изображение было более ярким, а фон более тёмным, практически чёрным, и это бросалось в глаза. Специалистами был вынесен вердикт: картина написана неким малоизвестным фламандским художником. На это указывала, во-первых, многослойность изображения, а во-вторых, дубовая доска – именно на них, уверяли эксперты, часто писали художники в ту эпоху в той местности.

Мона Лиза в Прадо до реставрационных работ

И вдруг перед реставраторами открылось нечто – рама оказалась не дубовой, а ореховой. А орех – та самая древесина, довольно дорогая в те времена, которую часто использовал для своих работ Леонардо! Впрочем, сам мастер писал свою «Мону…» на тополевой доске. В это же самое время обнаружилось и ещё кое-что. Чёрный фон оказался неоригинальным, под ним проявился рисунок. Реставраторы бережно сняли слой чёрной краски, и были поражены – они увидели фон, очень похожий на тот, что был на картине Леонардо!

Мона Лиза в Прадо

Это открытие подтолкнуло специалистов к продолжению работ. В результате они сделали ошеломляющий даже для самих себя вывод: это не обычная копия, каких по всему миру созданы тысячи, а, по всей вероятности, работа, написанная одним из учеников Леонардо. Были названы имена – Франческо Мельци или Салаи (Francesco Melzi; Salai). Последовало предположение: ученик писал свою картину рядом (!) со своим учителем. Буквально: наблюдал за его работой и – повторял. Исследователи прибегли к инфракрасному сканированию копии и с помощью этой технологии увидели штрихи начальных набросков юного портретиста, которые позднее были покрыты слоями разных красок.

Фрагмент картины Леонардо Да Винчи

Фрагмент копии шедевра

Послесловие

Две картины. Да, похожие. Вроде бы как одно и то же лицо. Фон. Но не идентичны. Нет.

Слева направо: Мона Лиза в Лувре и Мона Лиза в Прадо

Немножко иная перспектива, немножко другое выражение лица, немножко не то изображение незначительных деталей, немножко не та цветовая палитра... Да буквально всё «немножко не то»! Но, по мнению специалистов, копия точно необычная и уж точно не новодел. Исследователи не могут пока утверждать со стопроцентной уверенностью, что при создании этой копии учеником брались те же краски, какими пользовался Леонардо, но наличие уже известных сегодня фактов сделало «Мону Лизу из Прадо» столь популярной, что она тоже обзавелась своей армией почитателей. Очень долго не привлекавшая к себе внимания публики, сегодня она – едва ли не главный экспонат мадридского музея и уж точно самая дорогая из всех существующих копий известного портрета легендарного Леонардо.

И ещё. В последнее время всё чаще можно слышать мнение, что именно мадридская «Мона Лиза» принадлежит кисти Леонардо да Винчи, а в Лувре – как раз копия. Более того, совсем недавно учёными из университета в Бамберге (Бавария) была выдвинута оригинальная теория о… единстве двух «Джоконд» – из Прадо и из Лувра. Это, утверждают они, трёхмерный портрет. О как! Учёные приводят факты: если посмотреть на перспективы, на которых обе эти картины построены, то окажется, что горизонтальное расстояние между ними равняется 69-ти миллиметрам, а ведь примерно такая «дистанция» разделяет зрачки глаз человека (при общепринятом стандарте 64 мм).

О чём это говорит? А вот о чём: если эти две картины совместить, можно насладиться 3D-эффектом! Это не покажется бредом, если учесть, что Леонардо да Винчи чрезвычайно интересовался трёхмерными изображениями и усиленно работал в этом направлении. Помимо этого, инвентарные листы, имеющиеся в наследии Леонардо, сохранили свидетельства о двух «Джокондах». Но это уже совсем другая, не менее удивительная, история…

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Сестра-близнец «Моны Лизы» находится в музее Прадо в Мадриде
«Джоконда» из музея Прадо
Вторая Джоконда. Наблюдая за вселенским хаосом
«Мона Лиза» из Прадо создавалась при Леонардо
Как никому не интересная копия «Моны Лизы» внезапно стала самой дорогой копией шедевра


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

5
344.330 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые