Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. «Сватовство майора» Павла Федотова: вот потеха!

Картина «Сватовство майора» – своеобразная визитная карточка живописца Павла Федотова. Именно ей обязан художник присвоением ему звания академика и всенародным признанием. Едва полотно было выставлено на всеобщее обозрение, как буквально тут же пришёл успех. По всему Петербургу слышны были восторженные отзывы и… смех! Народ хохотал до упаду, взирая на картину. Хохотал, обсуждая её в светских салонах и в домашнем кругу.

П. Федотов. Сватовство майора. 1848 г.

Публика многократно приходила на выставку, чтобы вновь увидеть «Сватовство майора», всё ещё внимательно рассмотреть и всё подметить. Человек XXI века едва ли будет взахлёб смеяться, взглянув на эту картину. Ну, улыбнётся разве, отметив, как барышня в смущении кинулась вон, завидев бравого кавалера в дверях. Но и только. А что вызывало хохот зрителей в середине века XIX? Что вообще тогда сделало картину такой популярной? Разберёмся.

Комический реализм

Павла Федотова с юных лет в живописи привлекал путь художника-баталиста, им он и собирался стать. Но однажды ряд его бытовых зарисовок, каковыми он время от времени баловался, увидел Иван Крылов, высоко оценил и посоветовал не пренебрегать этим направлением, напротив, обратить на него самое пристальное внимание. Не секрет, что к середине ХІХ века публике уже поднадоело прославление в живописи изящества и возвышенности, а вот картины, проникнутые иронией, являющиеся источником смеха, были тогда наперечёт.

Было бы несправедливо утверждать, что бытовым жанром до Федотова никто из художников не увлекался. Конечно, некоторые интересовались этим стилем, но изображали преимущественно крестьянское житьё-бытьё, купечество же и дворянство (а точнее, бытовые сценки из их жизни) оставались без внимания. Между тем картина полна типичных представителей этих сословий, и таким образом им была создана незаурядная «комедия положений» в изобразительном искусстве, а стилю Павла Федотова дали название «комического реализма».

С ситуацией, которая изображена на картине, публика была прекрасно знакома – похожих брачных союзов в ту эпоху случалось немало. А действующие лица были такие привычные, такие узнаваемые, что всему городу было всё понятно и потому смешно. Браки, в которых с одной стороны выступали представители, принадлежащие к обедневшему дворянству, а с другой – относящиеся к богатому купечеству, являлись обоюдовыгодными сговорами: одни становились обладателями званий и титулов, а другие – денег.

Суматоха, кривлянье и потеха

Рассмотрим картину. Центральная фигура композиции, конечно же, невеста. В дом пришёл майор, его цель – сосватать барышню. Та в смущении устремляется скрыться в соседней комнате. Но это чистой воды жеманство! Её наряд, вовсе не повседневный, говорит о том, что она ждала-таки жениха. Купчиха-мать удерживает и пытается образумить дочь, в ней всё выдаёт волевой и властный нрав (похоже, она весь дом держит в кулаке). Купца зритель видит позади неё, в углу – торопливо застёгивающего сюртук, который ему выдали перед таким торжественным случаем.

Майор поджидает в дверях, он нисколько не беспокоится за исход своего сватовства, скорее всего, всё уже решено и даже оговорено. Подкручивая ус и лукаво прищурив глаз, бравый офицер наверняка уже занят подсчётом будущих доходов, которые посыплются на него золотым дождём от женитьбы по расчёту. А сам! А сам явился без приличествующих случаю цветов, что первыми зрителями, представляющими высшее столичное общество, было тут же отмечено. Ах, ах! – какой конфуз…

Воссоздание атмосферы, царящей в купеческом доме, не обошлось без второстепенных персонажей: глуховатой старухи-приживалки, обращающейся к помощнику купца с вопросом «Что здесь происходит?»; кухарки, исполняющей, похоже, помимо своих прямых обязанностей должность горничной и даже лакея. Шампанским в этом доме, по-видимому, не избалованы, потому и подать красиво, как подобает, не умеют – бутылке и бокалам отведено место на стуле.

Купец – с Аничкова моста, интерьер – из трактира

Известно, что для «Сватовства…» Федотов очень напряжённо и тщательно выискивал образы для задуманных персонажей и годящийся интерьер. Он колесил по всему Петербургу! Ему очень хотелось поразить публику максимальной достоверностью. Наружность майора он списал со своего хорошего знакомого, быстро нашлась и молоденькая купчиха, согласившаяся позировать. Заминка вышла с купцом, долго не находился нужный типаж. Как вдруг на Аничковом мосту художник нос к носу столкнулся с «подходящим» купцом! Он увидел роскошную бороду, солидное брюшко и добродушное лицо. Федотов пошёл за ним вслед, а подойдя, стал уговаривать позировать ему. Впоследствии он говорил смеясь:

Чтобы найти нужный для своей задумки интерьер, Павел Федотов пошёл на хитрость. Он прикинулся, что ищет съёмную квартиру и необходимую мебель, а потому с озабоченным видом появлялся в купеческих домах и задавал свои вопросы: «Не сдаёте? Не продаёте?». Забавно, но подходящая комната нашлась… в питейном заведении. Друзья художника вспоминали:

И в комнате, и в персонажах немало комичного. О, современники художника прекрасно понимали, в чём заключается эта комичность: место действия сватовства – передняя, тогда как в соответствии с этикетом для такого важного события лучше подошла бы гостиная или столовая. На невесте и на мамаше пышные платья для бальных танцев, что оказывается совершенно не к месту (не та ситуация и не то время суток).

Сватовство майора. Фрагмент

Неуместна и скатёрка: она, скорее, будуарная или кабинетная. Да и самого стола едва хватает для закусок, он откровенно мал.

Сватовство майора. Фрагмент

Несмотря на то, что сценка комична, а персонажи забавны в своих потугах выглядеть достойно и соблюсти приличия, атмосфера события в целом – тёплая, по-своему уютная. Персонажи представляются всего-навсего заложниками обстоятельств, подобно многим и многим другим. Художник вышучивает их беззлобно, посмеивается благодушно, его ирония – добродушно-снисходительная. Павел Федотов искал сюжеты для своих работ в повседневности, и потому им неизменно сопутствовал невероятный успех.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

«Сватовство майора» и шутовство художника
О знаменитой картине «Сватовство майора»
«Сватовство майора». Картина Павла Федотова
Свадебная тема. Федотов. «Сватовство майора»
«Сватовство майора»: почему ироничная картина П. Федотова произвела фурор в середине XIX века


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

3
344.930 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые