История одной картины. «Танец» Матисса: скупые средства, богатый смысл

Тех, кому довелось видеть не многочисленные репродукции, а подлинник полотна «Танец» кисти Анри Матисса, в первую очередь поражает его размер – 2,5 на 4 метра! По-моему, посетители Эрмитажа впечатляются вначале размахом изображения, и только потом вглядываются в него, пытаясь понять – что́ такое перед ними? Какой смысл таится в этих танцующих фигурах? Почему картина тревожит душу и хочется смотреть и смотреть на неё, не отрываясь? У кого-то даже голова кружится…

Анри Матисс. Танец (II). 1909–1910 гг.

Минимум красок, максимум объектов

Всё огромное пространство холста Матисс заполнил скупой палитрой – всего три краски: синяя, зелёная, красная. Изобразил некое действо. Танец. Сказать, что современникам подобное творение показалось странным, значит ничего не сказать. Они были просто огорошены! Ещё бы, такое огромное пространство можно было заполнить массой предметов, явлений и фигур. А вот нет же. На холсте – минимум цветов и минимум объектов.

Вначале публика, кое-что смыслящая в направлениях и течениях живописи, полагала, что примитивистам и фовистам (к последним относился и Матисс) не дано рисовать по-другому. И этим объясняется простой до невозможности и вместе с тем непонятный и странный «Танец». Но это далеко не так. Как правило, и примитивисты, и фовисты получили в своё время классическое художественное образование. И умение реалистически написать портрет, пейзаж или натюрморт им вовсе даже не претило. В этом вполне убеждают ранние работы этих художников, когда ими ещё не был выработан авторский неповторимый стиль. Всё это относится и к Матиссу. Вот пример:

Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г.

«Танец» – результат уже зрелой работы Матисса, и его авторский стиль выражен в ней максимально ярко. Его желание упростить всё, что можно, – намеренно и осознанно. Зачем? Объяснение до смешного элементарно: для выражения чего-то важного нужно отсечь всё лишнее. И вот всё оставшееся-то и служит главному замыслу художника, жаждущего донести до зрителя свою идею.

Да и потом, если всмотреться в картину повнимательнее, то можно прийти к выводу – не так уж и примитивна она. Ну, да-да, земля – только зелёный цвет. А небо – только синий. Написание фигур – условно, и цвет опять-таки один – красный. Объём отсутствует. О пространстве в глубину тоже говорить не приходится. Всё довольно плоско. Но! – вглядитесь в фигуры танцоров. Так ли просты их движения? Вовсе нет! Присмотритесь к левой, самой высокой фигуре. Несколько точных и выверенных линий, совершённых Мастером, и вот уже готова эффектная, выразительная поза человека.

Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г.

Да и другие «мелочи», если взглянуть на них опять-таки внимательнее, похоже, добавлены художником не случайно, а в стремлении донести до зрителя свою идею. Посмотрите, как изображена земля: она представляет собой некое возвышение, что создаёт усиление иллюзии скорости и невесомости.

Рассуждаем дальше. Фигурам справа художник определил более низкое расположение, чем фигурам слева. Что получается в итоге: круг, образованный руками танцующих, делается наклонённым, и это усиливает ощущение стремительности. Цвет фигур тоже не случаен. Он также участвует в движении. Каким образом? Элементарным. Красный по определению является цветом страсти, активной энергии, полноты жизни. И это ещё один дополнительный «пунктик» к ощущению движения.

Добавление Матиссом этих немногочисленных, но таких важных деталей служит одной цели – чтобы в поле зрения созерцателя находился только танец. Не фон. Не лица персонажей. Не их одежда. Этого в картине просто нет. А только сам танец. Его суть, квинтэссенция. И более ничего. И вот тогда-то и начинаешь проникаться гением Матисса! Ведь упрощение сложного всегда проблематично, трудно, тяжело. Куда легче сделать сложным простое. Ну, как у Пушкина: через сложное к простому (в том смысле, что таланту не так уж сложно «огород нагородить», т. е. призвать на помощь замысловатые фразеологизмы, затейливые эпитеты, вычурные метафоры и проч., а вот выразить всё это простыми, ясными и понятными всем словами – задачка не из лёгких).

А сейчас – непосредственно об истории создания полотна.

«Всякий хлам»

Любая картина имеет свою историю. Есть она и у «Танца», да ещё такая занимательная! В 1909 году Сергеем Ивановичем Щукиным – московским купцом и известным коллекционером искусства был сделан заказ художнику Матиссу на 3 настенных панно для особняка, в которых он желал видеть танец, музыку и купание. Именно так: на каждой части панно – своё действие. Надо сказать, что 3-я часть так и не была написана. Что касается двух других, то ещё до отправления их заказчику они были доставлены на выставку в Парижский салон.

Публика к этому моменту уже успела свыкнуться с импрессионистами, особенностями их письма и манерой стиля. Она даже полюбила их. И мало-помалу начала привыкать к постимпрессионистам: Ван Гогу, Сезанну, Гогену. Но диковинный «Танец» Матисса – эти красные фигуры, плоское синее небо, примитивный абрис земли даже для подготовленных ценителей живописи стал большим потрясением. Художника ругали на все лады! Досталось и заказчику – Щукину, над ним снисходительно посмеивались, замечая, что он скупает всякий хлам… Коллекционер не был робок, скорее, наоборот, отличался острословием и дерзостью, но тут спасовал и не взял картины (к «Танцу» прилагалась еще и «Музыка»):

Анри Матисс. Музыка. 1910 г.

Однако скоро Щукин передумал, попросил прощения у художника, забрал заказ, привёз полотна в Россию и, как и планировал, украсил ими стены своего особняка в Знаменском переулке. Грянула революция, всё собрание купца и мецената было национализировано и отправилось в Эрмитаж. Панно «Танец» стало занимать одну из стен «Зала Матисса», где и можно его сейчас увидеть.


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

vp-paintingvox-populiживописьpainting-historysecretsискусство
429
340.371 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
429
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые