История одной картины. «Весна» Боттичелли: аллегории и символы шедевра
Знаменитая «Весна» Боттичелли проделала очень длинный путь к своей славе. В забвении картина пребывала на протяжении четырёх с половиной веков! Сначала ею владели потомки Медичи. Затем местом её хранения стала Галерея Уффици во Флоренции, но там ей была уготована печальная участь – пролежать в запасниках целое столетие. Лишь начало XX века стало для картины счастливым, она была, наконец, изъята из хранилища и представлена публике. Так началось её признание…
Сегодня картину называют шедевром, причём одним из главных в Галерее и одним из самых узнаваемых всей Эпохи Возрождения. Однако она вызывает массу вопросов, на которые хочется получить ответы. Например, почему, кроме собственно Весны, за которую многие принимают женскую фигуру, находящуюся чуть правее центра, на картине присутствуют ещё какие-то персонажи? Зачем их столько и случайны ли они здесь? Что их связывает и что скрывается в их позах? И так далее. Будем разбираться.
Делим на три!
Да-да, чтобы понять боттичеллевскую «Весну», следует мысленно разделить её на три части, соответствующие весенним месяцам.
Посмотрите на правую часть картины. Это – март, и олицетворяют его три персонажа. Первый – бог западного ветра Зефир. Это он своим дуновением знаменует приход весны.
Но почему он такой… уродливый? С синеватой кожей, с безобразно надутыми щеками, нахально хватающий нежную деву. Нам это кажется необъяснимым. А вот древним грекам всё было понятно, они не зря наградили бога такой малоприятной внешностью, ведь он нередко был предвестником дождей и сокрушающих бурь. При этом и не думал церемониться ни с кем – ни с земными людьми, ни с богами и приближёнными к ним. Вот положил глаз на нимфу Хлориду (Хлорис) и, похоже, лишил её шансов убежать…
Хлорида и есть второй персонаж марта. Ну да, всё свершилось по задумке Зефира. Он насильно сделал её – нежную нимфу, покровительницу цветов своей женой. Но надо отдать ему должное – с учётом моральных переживаний суженой он сжалился над ней и превратил в истинную богиню. Повысил, так сказать, статус :) Так произошло превращение Хлориды во Флору. Новоявленная Флора и есть третий персонаж марта. Она вполне довольна и, похоже, забыла свою невольничью участь и уже ничего не имеет против Зефира. Ведь он дал ей власть не просто над цветами, а над всей растительностью земной.
Апрель. Этот месяц тоже представляют три фигуры. Богиня Венера…
Она на картине совсем не случайно, ведь ей подвластна не только любовь, она также в ответе за процветание и плодородие. У древних римлян было принято отмечать праздник в её честь именно в апреле. Следующий представитель этого весеннего месяца – сын Венеры Амур, всюду сопровождающий свою матушку. Все знают, что этому несносному мальчишке свойственно активироваться весной. И летят его стрелы направо и налево… Он даже не видит, в кого стреляет, ведь глаза его… завязаны! Что поделаешь, любовь слепа. Наконец, третья фигура, а точнее – группа фигур, – три Грации. А при чём тут они? Да просто Грации – это олицетворение жизненного начала, нежного и красивого. Кстати, заметили? – одна из них игриво поглядывает на юношу в левой части картины. А это уже другой месяц…
Май. Да, фигура, представляющая последний весенний месяц, всего одна. Зато какая! – ведь это сам бог Меркурий, покровительствующий торговле и разгоняющий тучи своим жезлом.
К весне и, в частности, к маю он имеет если не прямое, то опосредованное отношение, он – сын плеяды Майи, в чью честь собственно и назван месяц. Первого мая люди несли Майе дары, чтобы заручиться её покровительством и добротой, ведь она отвечала за то, чтобы земля давала обильный урожай.
Но почему Боттичелли предпочёл изобразить Меркурия, а не саму плеяду? Она, к слову сказать, не была уродиной, напротив, – среди десяти своих сестёр именно она славилась неземной красотой, по очарованию ей не было равных. Но вот художник отдал пальму первенства Меркурию... Неизвестно, почему. Однако есть такая версия: мастер решил, что в его сюжете мужчина должен начинать ряд и заканчивать его. Как бы брать на себя ответственность :)
Да, весна характеризуется зарождением жизни, а без представителей сильной половины этот процесс представлялся невозможным (во всяком случае так было в эпоху Боттичелли). И вот вопрос в связи с этим – вы заметили, что все женские персонажи на картине находятся в интересном положении? Они беременны! До невозможности точный символ плодородия…
Символы плодородия всюду!
В целом символы плодородия разбросаны по всей картине. Посмотрите, вся верхняя часть полотна заполнена ветвями апельсинового дерева, на которых одновременно и цветы, и плоды. А ковёр из цветов под ногами героев! Исследователи установили, что Боттичелли изобразил несколько сотен реально существующих на Земле цветов.
Одним словом, исключительно всё, что мы видим на картине, всё, чем она заполнена, раскрывает тему весны. Художник умел показать красоту независимо от того, отвечает она моде той или иной эпохи или нет. И поэтому «Весной» наслаждаются люди, живущие и в XXI веке.
Согласитесь, ведь мог же Боттичелли живописать некую прелестную юную деву в венке из цветов и плодов, назвать её Весною и почивать на лаврах? Но нет, он предпочёл сложный сюжет из нескольких персонажей и при этом сообщил полотну яркую символику, глубокий смысл и просто – красоту. Можно сказать, что им «пропета» настоящая ода весне. Ода сложная, многогранная и необыкновенно красивая.
Послесловие
«Весна» Боттичелли и культура Италии той эпохи тесно связаны. Все персонажи движутся в ритме танцев, популярных в XV веке. Тематика, выбор персонажей – всё напоминает костюмированные шествия, которые ежегодно проходили во Флоренции весной. Вот почему смысл картины, исполненный иносказаний и символических знаков, был понятен людям того времени. Но присутствовало в полотне кое-что ещё… И это дано было постичь не всем, а только тем, кто в своё время получил хорошее образование. Только эти современники художника видели в «Весне» то, что было невидимо обывателю.
Боттичелли двукратно изобразил Флору – Хлориду. Однако на этом повторения не ограничиваются. Три Грации: в XV веке они олицетворяли богиню Венеру, показывали три её проявления. Меркурий: помимо главных своих предназначений, он ещё «исполнял обязанности» и могучего бога ветра, и в этом случае его называли… Зефиром. Вот и получается, что композиция из восьми персонажей – это, по сути, отображение всего двух поэтически (романтично) обобщенных символов, один из которых воплощает в себе дух, разум и ветер, а второй – природу, любовь и цветение.
…Дух прибывает по весне на Землю, источает и распространяет любовь, побуждающую к созиданию и постижению земного мира красоты. И этот же дух направляет взор в небеса с неким обращением или просьбой (Меркурий, разгоняющий тучи и высматривающий скрытые за ними чудесные плоды). Круг замкнулся, чтобы всё повторилось вновь и вновь и повторялось бесконечно. В «Весне» разум идёт рука об руку с любовью, которая есть начало всему и ключ к познанию, а это и есть суть учения философов Флоренции, живших в одно время с Боттичелли.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
«Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
Сандро Боттичелли: «Весна» – красота искусства в его смысле
«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы