История одной картины. «Завтрак аристократа» Павла Федотова: всё, что скрыто
Когда-то я смотрела на эту картину с недоумением: вовсе не так я представляла и аристократа, и его жилище, и манеры, и, собственно, завтрак. Наверное, тогда, в детстве, образ аристократа сформировался в моём воображении на основе произведений Конан Дойла. Или Дюма. Ну, там изысканная обстановка, тонкий фарфор, вилки-ножички, соответствующая одежда и осанка, овсянка, кофе… И вдруг этот федотовский совсем неаристократичный тип!
Много позже я узнала, что вот такое живописание было фишкой автора, как сказали бы сейчас. Художник любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни». И, надо заметить, в XIX веке он был непревзойдённым мастером в этом направлении. Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество. Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть. «Завтрак аристократа» – не исключение, на полотне – масса предметов, раскрывающих и оправдывающих задумку живописца.
«Эх, напоказ живёте!»
Павел Федотов был читающим человеком (в смысле – много читающим). Собственно из художественной литературы и периодики он и черпал идеи для своих полотен. На «Завтрак аристократа» его натолкнул фельетон Ивана Гончарова, напечатанный в «Современнике» в 1848 году. Фельетон назывался «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Какое-то двусмысленное, на мой взгляд, название, ну да дело не в этом. Автор иронизировал над столичными франтами:
«Пускать пыль в глаза» – эту тему Федотов обыгрывал в своих работах неоднократно. Но вот историки изобразительного искусства отмечают, что человек XXI века может не понять и даже не заметить некоторых посылов художника в отличие от его, художника, современников. Это касается и «Завтрака аристократа». Так, люди, живущие в то время, когда создавалась картина (середина XIX века), видели убранство квартиры «аристократа» и подмечали, что оно достаточно модно и дорого. Тем ярче и живописнее сила комического эффекта при взгляде на скудность завтрака этого щёголя – ломоть чёрного и, похоже, уже зачерствевшего хлеба, который хозяин торопливо прикрывает книжкой.
Интересный факт: название «Завтрак аристократа» картина получила, когда живописца уже не было в живых. Сам-то он назвал её «Не в пору гость». Новое название мелькнуло в газетах, но поддержки не получило, поскольку ироничность не всем была понятна (как мне, например, когда-то). Да ведь и правда, изображённому Федотовым мо́лодцу только хотелось быть аристократом! Или хотя бы иметь с ним внешнее сходство. Кстати, этих типажей (писатель Иван Панаев называл таких «царьками среднего света») частенько осмеивали прозаики и поэты той поры. Павел Федотов перенёс таких персонажей на холст.
«На брюхе шёлк…»
Зрителю не виден посетитель. Ему неведомо, кто этот незваный гость, нагрянувший к «аристократу» нежданно-негаданно. Зритель видит только руку в перчатке, отдёргивающую занавеску. Кстати, по цвету перчатки можно догадаться о времени суток. Они палевого цвета. Это значит, что событие случилось днём. Или поутру. По вечерам руки облекали в белые перчатки. Но это так, к слову. Рассматриваем картину дальше, проникаясь духом быта той поры.
По одежде «аристократа» можно судить о том, что он придаёт внешнему виду большое значение. Да он просто модник! – придерживается восточного стиля, что по тем временам было настоящим шиком. Мы видим молодого человека в дорогом шёлковом халате и таких же шароварах, парчовой шапочке с затейливым узором, на ногах – турецкие туфли. В середине XIX века такой «прикид» рекламировали модные журналы столичным щёголям. Но вот народная мудрость гласит – «На брюхе шёлк, а в брюхе – щёлк», один в один про картину Федотова!
Несмотря на роскошное домашнее одеяние хозяина и массу дорогостоящих вещей, наполняющих комнату, очень многое в интерьере указывает на то, что герой пребывает в довольно бедственном положении. Так, видно плачевное состояние кошелька (он лежит на столе), вывернутого наизнанку. Похоже, молодой человек судорожно искал деньги, не веря, что их нет. Наличие колокольчика на столе указывает на то, что в былые времена хозяин мог с его помощью вызывать слугу. Однако исходя из факта, что приход гостя оказался неожиданным, можно сделать вывод, что никто о его приходе не доложил. А значит и слуги никакого нет (не на что его содержать).
Аристократы в XIX веке очень любили развлечения. Пожалуй, самым любимым и модным из них было посещение театра и, похоже, наш герой был не чужд царству Мельпомены – об этом мы можем судить по наличию афиш спектаклей, равно как по портретам знаменитых в те времена танцовщиц можем догадываться об увлечённости молодого человека балетным искусством. Однако наряду с этим здесь же валяется реклама устриц…
…что рядом с кусочком чёрного хлебца, собственно и составляющего его завтрак, смотрится весьма забавно. А ещё видны разбросанные по полу игральные карты, указывающие на вероятную причину безденежья проигравшегося в пух и прах героя.
Помимо этого, можно заметить потёртый ковёр, старомодную мебель, принадлежащую, скорее всего, ещё прежним хозяевам, и многое другое, подчёркивающее жалкое финансовое состояние молодого человека, вынужденного экономить. Но он пыжится, из себя вон лезет в своих попытках выглядеть аристократом. Он держит пуделя – очень популярную в то время породу собачек (как же, у самого императора Николая I был пудель!). Похоже, наш герой и папиросы курит тоже в силу тогдашней моды (на столе виднеется окурок), побудившую примкнуть к курильщикам даже женщин.
Критики и искусствоведы обращают внимание на мусорную корзину в форме амфоры, стоящую под столом, отмечая, что она – тоже немаловажный показатель того, что перед нами банальный показушник.
Смотрите, что говорит искусствовед Татьяна Ильина:
Её точку зрения разделяют многие. Но мне она кажется слегка притянутой за уши. Ну и что из того, что корзина соломенная и имеет при этом форму арфы? Я бы сказала, что это даже оригинально и уж в любом случае нисколько не безвкусно. Впрочем, может как раз это и подразумевают искусствоведы и историки изобразительного искусства, говоря, что человек XXI века некоторые нюансы картин Федотова не поймёт. Соглашаясь со многим из того, что они объясняют нам сегодня, с урной никак не могу согласиться (смешно)).
В мире иллюзий
Герой Федотова живёт в призрачном мире иллюзий. Художник не пожалел места на холсте и красок на изображение многочисленных вещей, предметов и аксессуаров, помогающих понять заложенную в картине идею, – осмеяние суетности и мелкого тщеславия, лицемерия, стремления пустить пыль в глаза, заставляющего героя под надуманным внешним лоском скрывать своё истинное положение.
Удивительно, но при том, что фигура «аристократа» выделена ярким красным (шаровары) и красивым синим (халат), вовсе не он выступает в роли носителя позитивного начала. Не он, а – мир окружающих его предметов, который создан Федотовым тщательно и любовно. Заметили, сколь великолепно написан интерьер? Ничего не напоминает? Да ведь это лучшие традиции «малых голландцев»! Этот самый федотовский интерьер с полным правом можно назвать великолепным образцом «картины в картине». Мир – реальный, вещей – реальных противопоставляется иллюзорному проявлению гордыни «аристократа», который предпочитает насквозь лживую жизнь, выдавая желаемое за действительное.
(Кстати, назвав халат главного героя красивым синим, я не переврала истину. Халат действительно красивейшего синего оттенка. Причём видно, что это шёлк. Федотов ещё при жизни прослыл настоящим мастером тканей. Тёмным, чуть ли не чёрным или грязно-серым халат «аристократа» смотрится исключительно на репродукциях. Не на подлиннике. Эту особенность отмечали ещё современники художника).
Почему в названии картины второе слово не заключено в кавычки, мне неясно до сих пор. Или кавычки и правда не нужны? Ведь изрядная доля юмора, иронии и комичности ситуации, талантливо привнесённая Павлом Федотовым в контекст картины, красноречиво говорит о сути сюжета. Как говорится, смотрящий да увидит, думающий да осознает…
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Третьяковская галерея. Павел Федотов. Завтрак аристократа
Арт-галерея. Рассказ о художнике. Завтрак аристократа
Знаменитые русские художники. Федотов Павел Андреевич
Рассказы о шедеврах живописи. Федотов П. «Завтрак аристократа»
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова