История с философией, религией и любовью [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Как же всё-таки право библейское высказывание «Не сотвори себе кумира»! Который раз личности, к кому я определённо испытывала уважение, оказываются низвергнутыми со своего пьедестала авторитета, куда я их нечаянно вознесла. Закапываясь в историю поглубже, я обнаруживаю множество скелетов в шкафу людей с казавшейся безупречной репутацией. Да, все мы не без греха. Вот только грех греху – рознь. И если на некоторые неприглядные деяния порой можно закрыть глаза, то на другие, особенно когда за ними тянется огромный шлейф уничтоженных (в прямом и переносном смысле) жизней, – закрыть не получится.
Увлекаясь темой тамплиеров, невозможно отмахнуться от некоего романтического флёра, укрывающего всё, что их касается. Разумеется, и основатель самого ордена также под него попал.
Бернард Клервоский (1091-1153 гг.), бывший аббатом в им же основанном цистерцианском монастыре Клерво, учредил в 1128 году устав духовно-рыцарского ордена, который впоследствии и стали называть орденом тамплиеров. Цели, преследуемые рыцарями и их вдохновителем (по крайней мере те, которые они открыто проповедовали), не могли не вызывать как минимум уважения: защита паломников, отказ от материальных благ. Запомним мотив нестяжательства. Всё вроде бы чинно и благородно. Но…
В 1146 году святой Бернард призывает ко второму крестовому походу, однако не ради освобождения Святой Земли, а с целью крещения славян-язычников: полабско-прибалтийских вендов (лютичи, поморяне, бодричи).
И девиз был по-христиански милосердный: «Крещение или смерть».
Вот так, по-доброму, выжигалось любое инакомыслие. Кстати, об инакомыслии: в тот же период времени жил и преподавал во Франции философ и теолог, а по совместительству ещё и поэт – Пьер Абеляр (1079-1142 гг.).
Будучи старшим сыном одного владетельного рыцаря, он отказывается от своих притязаний на наследство и отправляется в путешествие от школы к школе, жадно впитывая знания. Сначала он прослушал курс лекций номиналиста Росцелина, а затем отправился в Париж к реалисту Гийому де Шампо. Но вскоре стал противником последнего своего учителя и начал самостоятельно преподавать, причём так успешно, что к нему стекались толпы учеников.
Гийом де Шампо получил епископат, а его преемник в школе пригласил Абеляра читать там лекции. Когда де Шампо об этом узнал, то сделал всё, чтобы сменить главу школы, а Пьера Абеляра изгнать из её стен. Тот отправился в Лан, где вскоре так же не замедлил вступить в контротношения с местным богословом Ансельмом Ланским. Через какое-то время пришлось вернуться в Париж. Здесь к нему вновь стали стекаться ученики со всех концов Европы, а местный каноник Фульбер пригласил его учителем для своей племянницы Элоизы – девушки весьма образованной по тем временам. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство:
Когда каноник об этом узнал, то, разумеется, попытался расстроить их отношения.
Однако Абеляр выкрал девушку и отвёз к своей родне в Бретань, где она и родила сына Пьера Астролябия. Фульбер настаивал на их браке, хотя Элоиза была против, так как это воспрепятствовало бы её любимому получить духовное звание. Всё же они втайне обвенчались, договорившись не распространяться об этом. Но дядюшке было мало факта, скрываемого ото всех, и он стал распространять слухи об их венчании. Обстановка вновь накалилась и Абеляр отвёз Элоизу на время в Аржантейльский монастырь:
Что по этому поводу подумал дядюшка, не очень ясно, но он нанял людей, которые оскопили Абеляра. Пьер постригся в монахи при монастыре Сен-Дени, а Элоиза стала монахиней в Аржантейле.
Когда философ немного оправился, его уговорили вновь читать лекции. И снова слетелось множество учеников. Всё это, конечно же, не могло не вызывать острого недовольства церкви, учитывая расхождение во взглядах с лектором, который познание ставил впереди веры, а не наоборот. Учение Абеляра было осуждено на Суассонском соборе в 1121 году, не без содействия вышеозначенного Бернарда Клервоского, а книги философа сожжены.
Пьер Абеляр удалился в монастырь и занялся чтением рукописей. Но через время возникли разногласия между ним и братией, и вновь пришлось удалиться из монастыря в пустынное место возле Труа, которое было ему подарено каким-то сочувствующим землевладельцем. Отшельничать ему пришлось недолго: прослышав о его местонахождении, тут же стеклись толпы жаждущих услышать его искромётные лекции и даже обустроили небольшое поселение вокруг.
Как только слухи о новой школе дошли до Бернарда Клервоского...
… он тут же предпринял все меры к её устранению, и Абеляру пришлось вновь бежать. По счастью, в Бретани нашёлся монастырь, жаждавший принять его в свои стены и даже сделавший его аббатом. Там он и написал «Историю моих бедствий».
В 1136 году Абеляр вновь возвращается в Париж и продолжает заниматься диалектикой, читая попутно лекции, как всегда, весьма успешно. Его сочинения распространялись по всей Европе. В трактате «Диалог между философом, иудеем и христианином» он проповедует о том, что во всякой религии содержится часть истины и христианство не должно почитать себя единственно верным. Закон, которому необходимо следовать – это совесть. Кроме того, он утверждал, что жертва Иисуса Христа состояла не в том, чтобы искупить первородный грех Адама и Евы, а в том, чтобы продемонстрировать ту высоту морали, к которой должны стремиться люди.
И церковь вновь пошла в наступление: в 1140 году Бернард Клервоский созывает новый Собор в Сансе, где было категорически осуждено учение Абеляра, постановлено уничтожить все его книги, а ему запретить не только преподавать, но и писать, а последователей жестоко преследовать.
Кстати, преследование было действительно жестоким. Одного из учеников Пьера Абеляра – Арнольда Брешианского (1100-1155 гг.)...
… после его длительного противостояния с церковной иерархией, во главе которой по сути стоял всё тот же Бернард Клервоский, казнили.
Он посмел указывать на сребролюбие церковников и призывал вернуться к первоначальному непорочному христианству, которое не пыталось обладать богатствами и не лезло во власть.
Но вернёмся к Пьеру Абеляру и Элоизе, которые несмотря на все годы разлуки продолжали переписываться. В одном из своих писем философ пишет своей возлюбленной, что отрекается от своих взглядов, и удаляется в монастырь в Клюни, аббат которого был противником Бернарда Клервоского, где через два года умер. Элоиза забрала его прах и похоронила в Параклете. Впоследствии её похоронили с ним в одной могиле на кладбище Пер-Лашез, где они покоятся и по сей день.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Бернар Клервоский
Пьер Абеляр. История моих бедствий
История христианства. Том V. Средневековое христианство
Абеляр и Элоиза
Автор статьи — @seagull15