Иван Айвазовский. Библейская тематика
Кому незнакомо имя Ивана Константиновича Айвазовского? Пожалуй, можно сказать, что в среде художественной он как Пушкин – в литературной. И если задать вопрос о жанре его работ, то в ответ, скорее всего, можно будет услышать – маринист, ну, ещё может быть, баталист. Да, это так, но не вполне – Айвазовского можно "открывать" до бесконечности.
Оказывается, художник не обошёл стороной и библейскую тематику. Одну из первых картин этого жанра он написал в 1841 году, находясь в пенсионерской поездке в Италии. Это была картина «Хаос. Сотворение мира». Творение русского художника так впечатлило папу римского Григория XVI, что тот наградил Айвазовского золотой медалью и изъявил желание приобрести эту работу. По одной из версий, Иван Константинович отказался от денег и подарил картину, которая и по сей день выставляется в Ватикане.
Глядя на этот первозданный хаос, и вправду видишь как «Дух Божий носился над водою». Всепроникающий свет расторгает узы тьмы и озаряет собою мир. Удивительно, как художнику удалось изобразить столь торжественный момент: свет в небесах, свет на воде, и мгла рассыпается на клочья. Ещё немного, и от неё не останется и следа.
В 1864 году Айвазовский написал картину «Потоп»:
Вот так вот, после хаоса и сотворения мира пришлось ввергать этот самый мир в новый хаос, потому как надежд не оправдал. Не знаю, каким потоп был на самом деле, но художнику удалось изобразить весь гнев природный (или божий), его мощь и величие, пусть и страшное. Одновременно с этим, человечество кажется совершенно беспомощным. Картина просто исторгает из себя безысходность и отчаяние. Это картина-реквием. Не зря её очень высоко оценили и приобрели Александр II и его сын – Александр III.
Почти совсем не морская картина – «Схождение Ноя с горы Арарат»:
Совсем иной настрой: стихия угомонилась, на небе хоть и есть облака, но явно присутствует солнце, щедро согревающее оставшихся в живых.
Ещё одна впечатляющая работа Айвазовского – «Переход евреев через Красное море»:
И здесь стихия, пожалуй, в качестве главного персонажа. Грозовое небо, прорезанное молнией, и её отблеск на воде сразу же приковывают внимание. Присутствие людей лишь усиливает настрой: одни – счастливо спасшиеся, другие – безнадёжно тонущие. И, как всегда, коронный эффект Айвазовского – подсветка морских волн, придающая им прозрачность и живость.
В 1888 году Иван Константинович написал картину «Хождение по водам» (один из её вариантов, коих было несколько):
Лично для меня очень не характерно видеть в его работах столько людей достаточно крупным планом. Притом, здесь центральной фигурой является вовсе не море, а Иисус Христос. Море лишь усиливает эффект чуда, отражая свет, исходящий от Спасителя.
В 1890 году был создан второй вариант «Хождения по водам»:
В этом случае художник пытался изобразить скорее божественную сущность Иисуса Христа, написав его словно сотканным из света. И этот же свет ложится на волны, оживляя и их. Все остальные персонажи прописаны ровно на столько, на сколько необходимо, чтобы они не отвлекали внимание зрителя от главного действа.
Существует ещё несколько вариантов данного сюжета, к которому Айвазовский обращался неоднократно, и везде присутствует его извечная страсть – любимое море.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Айвазовский Иван Константинович
Айвазовский. Холст, море
Айвазовский. Сотворение мира
Библейские картины Айвазовского
Иван Айвазовский: "И Дух Божий носился над водою"
Автор статьи — @seagull15