Как открывались тайны полуострова Юкатан [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Сколько нужно приложить усилий, чтобы добиться желаемого? Зависит, наверное, от цели и желания её достичь. А вообще, от самого человека. Некоторые производят поистине титаническую работу на пути к своей цели.
Многим ли из нас захотелось бы оказаться, к примеру, в южноамериканских джунглях? Не в киношных, а в реальных, где вполне можно повстречаться с копьеголовой змеёй, которая, говорят, в состоянии даже прокусить толстую кожу обуви. Я молчу уже о более привычных нашему представлению хищниках и ядовитых насекомых, да и растениях тоже.
А вот некоторых искателей приключений все эти «прелести» не останавливают. Таковыми оказались американский юрист и дипломат Джон Ллойд Стефенс (1805-1852 гг.) и его напарник – британский художник, архитектор и археолог по совместительству – Фредерик Кезервуд (1799-1854 гг.)
К 1839 году оба эти джентльмена вдоволь напутешествовались по Ближнему Востоку, изучая уже открытые до них памятники древних цивилизаций. И в это время начинают публиковаться статьи о таинственных руинах неизвестных городов на юге Мексики и полуострове Юкатан.
Стефенс громогласно объявил, что намерен или подтвердить, или опровергнуть информацию о затерянных цивилизациях. Многие отнеслись к этому весьма скептично, т. к. американский континент как субъект археологии на то время не рассматривался.
Стефенсу требовался спутник, который смог бы в случае удачи всё точно и скрупулёзно зафиксировать, а Кезервуд отличался именно точностью воспроизведения деталей исторических памятников, коих он изобразил немало. К сожалению, большинство его работ погибло в пожаре. В своих работах он использовал камеру-люциду, которая с помощью определённого расположения призм проецировала изображение объекта на бумагу, что и позволяло добиваться фотографической точности.
Удача явно сопутствовала Стефенсу, так как на него как раз вовремя возложили дипломатическую миссию в Центральной Америке.
Для начала исследователи отправились в Гондурас, находившийся под британским протекторатом. Здесь они намеревались отыскать мифический Копан. Но когда на их пути встали непроходимые джунгли…
… пыл несколько поубавился: в таких дебрях цивилизация?!
В индейской деревушке Копан их встретили несколько враждебно, но за деньги указали путь и даже проводника дали. И каменный город посреди непролазной чащобы они увидели воочию:
Вот теперь представители Старого и Нового Света убедились в том, что местное население имеет гораздо более глубокую историю, нежели предполагалось. И эта история полна загадок.
Камни города были испещрены иероглифами. Всюду были расставлены идолы в виде колонн…
… которые по мнению Стефенса приурочивались или к каким-либо историческим событиям, или отмечали календарные циклы. В последствии эти предположения подтвердились. Для проведения раскопок весь этот древний город был выкуплен у землевладельца за 50 долларов!
В 1840 году Кезервуд и Стефенс отправились на северо-восток Мексики в Чьяпас, где перед ними предстали развалины Паленке:
Город поразил их воображение! В отличие от Копана, здания были практически целы. И везде были всё те же иероглифы.
Затем они прибыли в ещё один забытый город – Ушмаль:
После него исследователи, пройдя через полуразрушенный город Лабна…
… отправились на юг, где осмотрели очередной архитектурный памятник – Чичен-Ица:
После открытий Стефенса и Кезервуда разразились жесточайшие споры. Исчезнувшие непонятным образом цивилизации отождествляли с послепотопными людьми. Кто-то считал их утерянными «коленами израилевыми». Дарвинисты доказывали, опираясь на обособленность континента, что здесь произошло независимое развитие антропоидов, населявших эту местность изначально. Не обошлось и без воспоминаний об Атлантиде и выживших после её гибели представителях. Стефенс же считал, что это были самостоятельно возникшие цивилизации, не имеющие сходства со Старым Светом.
В 1863 году Брассер де Барбур, аббат, отыскал в библиотечных архивах Королевской академии Испании записи епископа Диего де Ланда (1524-1579 гг.)…
… бывшего миссионером в тех местах и сыгравшего весьма «чёрную» роль в уничтожении письменных источников майя. 12 июля 1562 года в городе Мани на Юкатане состоялось аутодафе, поглотившее многие памятники культуры и литературы майя:
Правда, сам же де Ланда и приложил немало усилий на изучение этой народности, скрупулёзно всё записав. Так вот в его рукописи, хоть и косвенно, но подтверждалось, что местные цивилизации шли независимым путём развития.
А что же было на самом деле с цивилизацией майя, как она зародилась и как исчезла – по сей день загадка.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Литографии Фредерика Кезервуда
Потерянный город обезьяньего бога
Фредерик Казервуд: зарисовки древних городов майя
Автор статьи — @seagull15