Карл Шпицвег – яркий представитель стиля бидермейер
Здравствуйте, дорогие читатели художественного сообщества!
С вами @annaart. Сегодня я расскажу о немецком живописце Карле Шпицвеге, которому нравилось изображать так называемых филистеров – местных чудаков-обывателей. Он хоть и с юмором, но всегда с любовью относился к своим персонажам, поскольку и себя считал одним из них.
Родился художник в 1808 году в городе Гермеринг. Его отец был довольно обеспеченным торговцем, владельцем четырехэтажного особняка. С ранних лет Карл увлекался рисованием и копированием картин известных мастеров. Однако по настоянию отца получил образование фармацевта и работал сначала помощником аптекаря, а после провизором.
Каждую свободную минуту в аптеке Карл посвящал любимому занятию – срисовке и раскрашиванию этикеток. К 25 годам он твердо решил оставить профессию аптекаря и посвятить свою жизнь искусству.
Несмотря на огромное желание стать художником, в мюнхенскую Академию художеств Шпицвега не приняли. Он начал самостоятельно изучать техники и приемы живописцев, постоянно экспериментируя на практике.
В 30-е и 40-е годы Карл работал иллюстратором для сатирических журналов, среди которых особенно популярным считался «Летящие листья». Произведения, которые были созданы в этот период жизни, отображают талант художника в наблюдении и выявлении мельчайших деталей человеческих повадок в повседневности. При этом живописцу всегда было важно создать эффектную игру света и тени, где бы ни выстраивались композиции.
Полотна Шпицвега вызывали и продолжают вызывать улыбку умиления, рассматривая подробности жизнеописания простых горожан…
Вот, например, слегка слеповатый и уже полнеющий Пьер Безухов в розовых сапогах вышел на охоту. Первым делом он, конечно же, открыл и разложил бережно упакованный супругой обед и отпил немного вина (он же не пьяница). Это не шутки, а традиция любого выхода на природу.
А вот и любитель бабочек, который, тоже вооружившись всеми "необходимыми" атрибутами для охоты, совсем не ожидал, что в тропическом лесу водятся бабочки таких размеров…
А тут художник посмеивается над молодым человеком, подглядывающим за парочкой влюбленных, но усердно делающим вид, что нюхает розы…
Слабость мужчин к женскому полу прекрасно отображена и в этом полотне. Мужчина был так увлечен чтением газеты, что ни разу не смог от нее оторваться…
Многоцветье, страсть к теплым оттенкам и жирным мазкам – главные отличительные признаки кисти мастера. Карл старался, чтобы каждый сюжет как можно проще воспринимался зрителями, чтобы они находили в них себя, "читая" будто анекдоты.
В конце 40-х Шпицвег отправился в заграничное путешествие. Там он познакомился с творчеством многих известных в то время мастеров, однако больше всего его вдохновили работы английского художника Джона Констебля и французского живописца и графика Эжена Делакруа. С тех пор он стал уделять огромную роль пейзажной живописи.
Несмотря на неоднозначные отзывы со стороны критиков на протяжении большей части жизни, к 60 годам, после участия в Парижской всемирной выставке, Карл всё-таки получил признание. Кроме того, он был назван почетным членом Мюнхенской академии художеств.
Умер живописец в возрасте 77 лет в Мюнхене от инсульта. В его творческое наследие входит более 1500 произведений.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Карл Шпицвег
Живопись художников эпохи Романтизма. Карл Шпицвег
Карл Шпицвег и стиль бидермейер