Мастер-класс по рисованию губ простым карандашом + полезные советы для начинающих
Всем привет!
С вами @maxbokhan. Сегодня будем рисовать губы (и не только!), а также поговорим о важных нюансах, на которые стоит обратить внимание всем начинающим художникам.
1. Прежде чем рисовать (непосредственно объект), убедитесь в том, что ваш объект правильно расположен на бумаге. Это, казалось бы, логично, но у новичков подобная ошибка встречается довольно часто. Человек настолько воодушевлен идеей, что пытается максимально быстро перенести свой образ на бумагу. Не стоит торопиться, так вы сэкономите много времени и сил.
Все замеры постарайтесь проводить без использования сторонних инструментов: линеек, циркулей и прочего. Важно натренировать свой глаз до такой степени, чтобы впоследствии вообще ничего не замерять. Но это будет позже.
2. О важности эскиза (или скетча – как вам удобно) я уже писал, но повторюсь ещё раз. Перед тем как начать прокрашивать или тонировать, убедитесь, что ваша основная конструкция верна, что все пропорции соблюдены. Ваш скетч должен выглядеть убедительно! Небольшие неточности не страшны, их можно подкорректировать по ходу дела, но это касается только мелких погрешностей.
3. Раз уж говорить о правилах, то неплохо было бы их соблюдать. Я начинаю с тона, причем, как вы видите, с верхнего левого угла. Это для того, чтобы свести к минимуму трение об готовый рисунок, если, скажем, вы начали зарисовывать сразу основу (в данном случае основа – это губы и непосредственно рот). Конечно, можно использовать подкладку в виде чистого листа бумаги (у меня это бумага для принтера формата А4), но все же рисунок будет гораздо чище, если к нему вообще не прикасаться.
4. Губы (особенно если рисовать их крупным планом) – это довольно рельефный объект со своими заломами, впадинками, что-то похожее на поверхность с трещинами. Соответственно, все эти нюансы необходимо учитывать. Но для начала достаточно будет нанести легкий тон сверху бумаги – это будет основа, которая впоследствии будет осветляться с помощью клячки, а в определенных местах заштриховываться более плотным нажимом, то есть будет гораздо темнее.
5. Тем, кто рисует только в CG, может показаться забавным то, как держат карандаш традиционные художники, я имею ввиду позиция, когда пальцы держат карандаш за самый край. Как ни странно, этому есть объяснение. Невозможно (практически) создать мягкий легкий тон, если вы держите карандаш так же, как вы держите ручку для письма. В противном случае карандаш жестко зафиксирован, движения имеют более мелкую амплитуду движения – уже только эти два момента создают определенные неудобства в создании тона. Но если вы зафиксируете карандаш пальцами на самом краю, у вас появляются дополнительные преимущества, а именно:
возрастает амплитуда движения, а это значит, что штрих будет более ровным; он также будет ровным и за счет того, что в движение вступает вся кисть, а не только пальцы;
также мы меняем положение карандаша, т. е. теперь мы рисуем наиболее широкой поверхностью, а не кончиком как если бы держали ручку;
и последнее важное замечание: нажим становится максимально мягким – настолько, насколько это необходимо.
Можно найти ещё преимущества, но уже и этих трех достаточно, чтобы понять важность определенной фиксации карандаша в руке для некоторых случаев в рисовании.
6. По поводу штриха. После того как вы нанесли тон, приступайте к прорисовке. Здесь важный момент: ведите штрих от темной области губы, от того места, где верхняя губа соприкасается с зубами (визуально – граница верхней губы и зубов). Причем штрих должен идти в одну сторону: надавили на карандаш в наиболее темной области и ведете к светлой, при этом нажим должен уменьшаться. Затем отрываете карандаш от бумаги и начинаете движение заново. Не ведите обратный штрих, он должен идти в одну сторону, иначе будет "каша".
7. Когда у вас будут готовы основные штрихи, а именно четко показана тень, следующим этапом работы станут мелкие детали. Как я и говорил ранее, губы имеют крайне рельефную поверхность, особенно в данном случае – верхняя губа и нижняя часть нижней губы. Эти микротрещины рисуются тоже легкими движениями карандаша в позиции «за край». На данном этапе мы всего лишь обозначаем трещины.
8. Для более полной детализации берем карандаш обычным хватом, как ручку для письма, но при этом нажим должен быть контролируемым, не стоит вдавливать карандаш до черноты там, где она не нужна. Не забудь про листок бумаги под рукой, который не позволяет коже соприкасаться с рабочей поверхностью.
После завершения проработки карандашом займитесь бликом. В этом вам поможет клячка или ластик (рекомендую только в отдельных случаях). Если клячки нет, то используйте ластик с широкой поверхностью для основного блика, который расходится по всей поверхности губы, и острый (отрежьте небольшой кусочек от основного куска) для проработки бликов в микротрещинах.
9. Про «неправильный» штрих. Я имею ввиду штрих, который не завершает свое движение от точки А в точке Б, а идет обратно. Такой штрих может пригодиться в работе при условии, что он будет наноситься сверху основного штриха аккуратными легкими движениями. Это создаст эффект мягкого перехода, например, от тени к более светлой поверхности, то есть таким штрихом можно сгладить резкость, если она присутствует.
10. Далее приступаем к зубкам. Здесь все гораздо легче и понятней, остановлюсь лишь на нескольких моментах. Поверхность на зубах более ровная и понятная, но не идеально ровная, так что рекомендую наносить вертикальный штрих с верхней части зуба к нижней. Карандаш можно держать обычным хватом, но движения, опять же, должны быть контролируемыми.
В нижней части зуба (если мы говорим о верхних зубах) есть небольшие сколы и неровности, которые создают тени и блики. Основные же блики, наиболее заметные, можно сразу же оставлять нетронутыми, то есть не стоит заштриховывать весь зуб (тонировать его).
11. Ротовая полость. Ничего сложного нет, просто здесь появляются наиболее темные области, с которыми тоже нужно грамотно поработать. Наносите тон на поверхность языка мягкими штрихами во все стороны (то есть вертикально, горизонтально + наклонные штрихи) легкими движениями – это поможет создать некую плотную и в то же время мягкую заливку объекта. Кстати, такими же штрихами вы можете прорабатывать и губы (в начальной стадии, когда мы тонируем).
После прорабатываем самые темные участки. Постарайтесь сделать наиболее мягкий переход от темного тона к светлому. Завершаем данную область проработкой языка, поверхность которого усеяна чуть более темными пятнышками различного размера.
Нижняя часть губы, как и зубы, практически ничем не отличается от верхней (в плане техники исполнения, разумеется). Все те же способы нанесения тона, все те же позиции карандаша.
P. S. Напоследок хотелось бы добавить, что не нужно спешить, особенно если вы на начинающем уровне. И не стоит опускать руки, если сегодня что-то не получается. Дайте себе шанс вернуться завтра и создать качественную, убедительную работу, которую вы можете нарисовать на данном этапе ваших знаний и умений.
Рисуйте в первую очередь для удовольствия, а остальное придет со временем. Всем хорошего настроения :)
Автор статьи и мастер-класса — @maxbokhan