Музыки чарующие звуки [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Вряд ли найдётся хоть один человек, которому бы совсем не нравилась музыка. Кто-то предпочитает классику, кому-то по нраву рок, другие выберут что-нибудь танцевальное, но каждый найдёт что-то созвучное именно его душе.
Когда же родилась музыка? Сложно сказать, но если верить древним грекам, то, видимо, она появилась с рождением муз. Явившийся в облике пастуха Зевс очаровал титаниду Мнемосину – богиню памяти, которая и произвела на свет девять муз.
Одной из них была Эвтерпа – муза и лирической музыки и поэзии:
В её руках всегда или авлос – что-то вроде гобоя, или сиринга – флейта Пана. У каждого из этих инструментов есть своя легенда. Однажды Пан – козлоногий сын Гермеса – влюбился в очаровательную наяду по имени Сиринга. Однако облик влюблённого так напугал красавицу, что она, спасаясь бегством от ухажёра, молила реку дать ей укрытие, и была превращена в тростник. Опечаленный Пан срезал его стебли и создал свою свирель – сирингу:
Авлос же (практически та же флейта) был создан Афиной, но когда та увидела, как он (точнее, игра на нём) уродует её прекрасное лицо, она отшвырнула инструмент и прокляла и его, и любого, кто посмеет на нём играть. Такой несчастный нашёлся – сатир Марсий. Он подобрал авлос и даже научился на нём играть, да так великолепно, что посмел вызвать на музыкальное состязание самого солнцеликого Аполлона, известного своими музыкальными способностями.
Аполлон согласился. По одной из версий Марсий победил в состязании, но дорого за это заплатил: Аполлон содрал с него шкуру живьём. Видимо, проклятье Афины было не голословным:
Однако такая жестокость даже богов поразила. Гермес, создавший лиру, на которой любил играть Аполлон, раскаялся, что изобрёл её, порвал на ней струны и отрёкся от музыки… на некоторое время.
Но были у Аполлона и любимцы, например, Орфей, которому бог подарил золотую лиру. Правда, такое расположение вполне могло быть вызвано родственными чувствами, поскольку божеству приписывали отцовство легендарного певца и музыканта.
С помощью этого поистине божественного дара Орфей мог очаровывать всех вокруг, начиная скалами и заканчивая животными и людьми. Боги тоже проникались его игрой. Смог же он так околдовать игрой самого Аида, что тот согласился отпустить из царства мёртвых погибшую жену музыканта – Эвридику:
По легенде и Пифагор, посвящённый в Орфические мистерии, знал, как с помощью музыки воздействовать на людей. Однажды ему будто бы повстречалась пьяная толпа и флейтист. Философ велел музыканту играть в определённом размере и все протрезвели. Более того, он и его последователи умели с помощью определённых мелодий приводить свой разум в спокойное состояние и исцелять болезни с помощью звуков. Говорят, что Пифагор слышал музыку сфер, производимую далёкими звёздами и планетами, и рождающую гармонию:
Однако и предания других народов сохранили сказания об удивительных музыкантах, способных очаровать и заморочить своими песнопениями кого угодно.
В карело-финском эпосе – Калевала – повествуется о герое Вяйнямёйнен. Он почитается первым человеком, хотя матерью его была богиня Ильматар, непосредственно участвовавшая в сотворении мира. Вяйнямёйнен играл на кантеле – инструменте, очень похожем на гусли:
Однажды он похитил из суровой страны Похьёлы некую волшебную вещь – сампо. По легенде она была источником не только волшебства, но и счастья. Герой усыпил жителей своей игрой на кантеле, но Лоухи – хозяйка Похьёлы проснулась и, спасаясь от погони, Вяйнямёйнен обронил сампо из своей лодки и она, разбившись, упала на дно морское, где была проглочена рыбами. Он отправился к морскому царю, который был большим любителем музыки, и за потрясающую игру наградил музыканта весьма щедро: согнал рыбу в его сети вместе с осколками сампо.
Подобный сюжет встречается и в русских сказках:
Знаменитый гусляр Садко так очаровал своей игрой морского царя, что тот помог ему выиграть заклад с купцами, направив в сети героя рыбу – золотое перо. Когда же разбогатевший Садко застрял со своими кораблями посреди моря, то отправился к морскому царю. Пока он играл, всё царство морское в пляс пустилось и люди стали тонуть. Тогда Садко порвал струны на гуслях и отказался играть, пока подводный владыка не прекратит свои бесчинства. Тот согласился, но потребовал, чтобы гусляр женился на одной из девиц морских.
Ещё один персонаж русских сказок, способный убаюкать своей музыкой, это кот Баюн:
Любого путника заговорит своими сказками, песнями замурлычет и… съест. Вот такие жестокие сказки. Но если найдётся тот, кто сможет кота одолеть, тому он верой и правдой служить будет, да сказками своими исцелять – такая у них сила.
Интересно, что имя Баюн, скорее всего, произошло от старославянского «баёнти», что означало «ворожить», «заговаривать». Вот вам и мощь слова в сочетании с музыкой! Главное, научиться владеть ими.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Мифы и легенды о музыке
Пифагорейская теория музыки
Карело-финский эпос «Калевала»
Кот Баюн
Арнольд Бёклин
Автор статьи — @seagull15