Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Никколо Паганини – дьявольский скрипач или скрипач от бога? [Рубрика «Тематическая подборка картин»]

27 октября 1782 года в Генуе на улице Чёрной Кошки в семье человека со странной фамилией Паганини (от латинского pagan – язычник) родился мальчик, которого нарекли Никколо. Рос он слабым и болезненным. Семья была бедной, хоть отец и содержал лавку по продаже мандолин и даже пытался играть на скрипке, но ему, как он считал, судьба просто не захотела улыбнуться.

Однажды, когда Антонио Паганини наигрывал какую-то мелодию, его четырёхлетний сын вдруг указал на неточность исполнения какого-то пассажа. Вот тогда отцу семейства пришла в голову мысль, что его чадо может оказаться более удачливым, и он заработает на этом денег. И мальчик стал учиться музыке:

Мальчик со скрипкой. Иван Макаров, 1886 г.

Его отец был не просто жёстким и требовательным, но и жестоким деспотом: если у ребёнка что-либо не получалось, его наказывали, запирая на чердаке на долгое время, что и сказалось на и без того не богатырском здоровье. Но, к счастью, у Никколо не развилось отвращение к музицированию. Напротив, игра его захватывала, и он постоянно искал какие-то новые приёмы, позволяющие извлечь из инструмента уникальные звуковые сочетания, не звучавшие ранее:

Никколо Паганини. Жан Огюст Доминик Энгр, 1819 г.

В весьма юном возрасте Паганини уже написал собственные произведения, отличавшиеся приличной сложностью, которые сам и исполнял. Он стал играть на церковных богослужениях. Кроме того, в Генуэзских храмах на тот момент исполнялась и светская музыка. В результате в 1793 году Никколо был приглашён капельмейстером собора Сан-Лоренцо Джакомой Коста играть под сводами храма.

В 1795 году мальчик дал свой первый концерт, средства от которого предназначались для его дальнейшего обучения у именитого скрипача Алессандро Ролла. Но когда Антонио Паганини привёз сына к знаменитости, тот оказался болен и не намерен был принимать кого бы то ни было. Юный Никколо увидел на столе концертные ноты и скрипку и сыграл. Поражённый мастерством скрипача Ролла вышел, но когда увидел, что исполнитель – всего лишь ребёнок, заявил, что того учить больше нечему, так как он и так всё знает.

Начались гастроли. Все, кто слышал юного скрипача, неизменно приходили в восторг и пророчили ему великое будущее. Долгое время деньги, заработанные юным талантом, забирал отец, и лишь по достижении девятнадцати лет, в 1801 году, молодой человек избавился от опеки, начав зарабатывать самостоятельно. Но это нисколько не убавило его рабочий пыл. Никколо продолжал совершенствовать своё мастерство, наращивая темп исполнения, создавая новые переходы, имитируя звуки пения птиц и других музыкальных инструментов:

Никколо Паганини. Андреа Кефали

В 1801 году он осел в Лукке, где его концерты были восприняты с восторгом. Здесь же ему приписывают и одно из первых серьёзных любовных увлечений. Имя дамы сердца осталось неизвестным, что говорит о серьёзности чувств. Но были и другие, оставившие определённый след в жизни музыканта.

Элиза Бонапарт (герцогиня Лукки) была дамой весьма деятельной:

Портрет Элизы Бонапарт. Мари-Гильемин Бенуа, 1805 г.

Она стремилась развить свои владения не только экономически, но и в культурном плане, что у неё удачно получалось. Однако благонравственностью она не отличалась, и периодически в её фаворитах оказывались особы весьма разного происхождения. Не обошла она вниманием и молодого талантливого скрипача – Никколо Паганини.

Именно в этот период родилась легенда о подпиленных завистниками струнах на скрипке маэстро, который сумел сыграть концерт на одной струне, да так, что никто ничего не заметил. Красивая легенда, но, говорят, что дело обстояло несколько иначе.

В честь Элизы Бонапарт Паганини сочинил «Любовную сцену» для двух струн и виртуозно её исполнил. Дама решила поддеть самолюбие музыканта, спросив, не достаточно ли для его таланта будет одной струны. Задетый за живое, Никколо сочинил ко дню рождения Наполеона одноимённую сонату для одной – четвёртой струны – и преподнёс её в дар своей покровительнице.

На самом деле, в те времена струны иногда лопались сами, но маэстро действительно мог сыграть и на одной так, что дух у публики захватывало. На его концертах дамы реально падали в обморок и, расставшись с очередной своей любовницей, он никогда не оставался обделённым женским вниманием:

Деталь картины «Парад на Опернплац». В экипаже: певица Зонтаг и скрипач Паганини. Франц Крюгер, 1824-1830 гг.

Это рождало немало слухов, которые впоследствии сыграли с музыкантом злую шутку. Его потрясающее мастерство игры, которое практически никто не мог повторить, вкупе со странным обаянием, учитывая весьма специфическую внешность, породили легенды о связях Паганини с дьяволом. Иначе чем можно было объяснить его невероятный успех на обоих поприщах? Масла в огонь подливала и церковь, для которой он категорически отказывался писать музыкальные произведения. Его объявили «убивающим Христа».

Подобная реклама, хотя поначалу и подогревала интерес публики, перестала доставлять удовольствие маэстро, и он неоднократно печатал различные опровержения. Помогало это мало. Легенды множились. Некоторые приходили на концерт, чтобы воочию увидеть, как где-то за кулисами стоит инфернальный помощник, который едва ли не сам водит рукой музыканта по струнам. И кому-то это виделось:

Паганини. Цветная литография. Автор: Hetty Krist, 2012 г.

Секрет же гениальности заключался в неимоверном трудолюбии Никколо Паганини, доводившем себя до изнеможения в своём самосовершенствовании, и… в физиологии. Мать-природа как будто специально создала его тело таким, чтобы наилучшим образом приспособить для виртуозной игры на скрипке. Сколиоз, несколько проваливавший левое плечо, словно предназначал такое положение именно для инструмента. Его длинные пальцы становились ещё длиннее благодаря природной растянутости связок, позволяя ему извлекать звуки и наращивать темп игры, что было недоступно другим. Доктора утверждают, что музыкант страдал, хотя и не во вполне выраженной форме, синдромом Марфана, который и обусловил удивительную гибкость его суставов, а заодно и специфическую внешность.

Портрет Паганини. Эужен Фердинанд Виктор Делакруа, 1832 г.

Паганини имел поразительный слух. Из всего концерта он мог услышать малейшую неточность и указать на расстроенный инструмент. Мало того, он мог сыграть на расстроенном инструменте, на ходу перестраивая партитуру, и никто бы этого не заметил, кроме самих музыкантов. Ференц Лист даже заявил, что не ступит больше на сцену до тех пор, пока уровень его мастерства в игре на фортепиано не станет таким же, как у Паганини на скрипке:

Лист за фортепиано. Джозеф Данхаузер, 1840 г.

Нигде молва не оставляла маэстро без внимания. Его считали скупцом, а он давал благотворительные концерты, где в отместку за слухи поднимал цены вдвое, чтобы потом эти же деньги и отдать на помощь для борьбы с холерой. Он отсылал деньги семье. Обеспечил лет на пять безбедное существование попавшему в затруднительное положение композитору Берлиозу. Просто раздавал билеты бедным студентам и музыкальной братии. Он был нежно любящим отцом, который мог восемь дней кряду не спускать с рук двухлетнего сынишку, сломавшего ногу, чтобы обеспечить её неподвижность для быстрейшего срастания кости.

27 мая 1840 года вконец подорванное здоровье оборвало жизнь гениального скрипача:

Беседка. Автор неизвестен. Опубликовано Эрнстом Кейлзом Нахфольгером в 1882 г.

Но и это не принесло ему покоя. Церковь запретила хоронить его тело на освящённой земле, как богоотступника и едва ли не дьяволопоклонника. Потребовалось целых 56 лет и немалые деньги, которые он оставил сыну в наследство, чтобы добиться отмены такого решения.

Сейчас его скрипка, которую он называл «Пушка», а ныне названая «Вдовой Паганини», выставляется в его родной Генуе. Раз в году она играет в руках очередного победителя конкурса имени Паганини.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Паганини Н.
Паганини. Тибальди-Кьеза Мария
Лучшее из Паганини
Никколо Паганини


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

6
217.920 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые