"Отмывка" жидкой акварелью. Немного из истории опыта рисования

Привет всем!

Сегодня с вами снова @yurchello. В прошлой статье я рассказывал о технике и свойствах сплошных заливок. А сегодня, в продолжение темы, я расскажу об акварельных заливках.

Сразу скажу про фотографии в этой статье. Я делал их по ходу двух уроков с детьми. Среди них были 8-9-летние ученики и дети постарше, 12 и 16 лет. Там мы как раз и разбирали темы однородных заливок.

Когда-то, ещё в те времена, когда все проектно-графические работы делались от руки, а не на компьютере, мне довелось попасть в один институтский архив, где в ящиках и на полках огромными штабелями и рулонами лежали всевозможные чертежи. Я вообще любитель рассматривать любые подробно сделанные рисунки, а тут просто впивался глазами в разные проекты, чертежи, и жалел о том, что сам однажды бросил учёбу в вузе.

Неожиданно мне на глаза попался огромный проект, склеенный из трёх листов ватмана. Там был представлен какой-то механизм в разрезе. Всё было сделано тонко и грамотно, но самое поразительное – чертёж был частично цветным. Я вынес бумагу на свет, во мне загорелся огонёк исследователя.

Как художнику, мне стало интересно, каким образом чертёжник идеально ровно распределил краску по обычному ватману. Интерес вызывало также и то, что проектировщик выделил разным цветом отдельные элементы своего чертежа, используя несколько красок.

Спустя какое-то время я устроился работать оформителем в Брянский Центральный универмаг и вот тогда-то мне выпал случай познакомиться с несколькими художниками старой гвардии, которые как раз умели делать рисунки акварелью на обычном чертёжном ватмане, называя их почему-то "отмывками".

– А почему отмывки? – спросил я тогда у своего старшего коллеги по мастерской. – Странное название какое-то!
– Ничего странного тут нет, – терпеливо стал объяснять мне тот. – Если хочешь, я покажу, как это делать. Скоро как раз надо будет делать фасад для одного кафе. Вот тогда совместно и займёмся.

Вскоре мы взялись за проект. Когда основная трудная работа по вычерчиванию деталей фасада здания была завершена, мы разложили и распрямили ватман, придали на столе ему наклон (градусов 10-15), развели жидко акварель. Следующим делом мой наставник взял беличью кисть и прямо по сухому месту, не смачивая предварительно бумагу, стал аккуратно заполнять те области рисунка, которые были для этого задуманы.

– Смотри, – сказал он, – я как бы веду мокрой кистью, будто шваброй мою ватман. Но на кисти у меня не просто вода, а вода с краской. Самое главное тут, не позволять кисти высыхать и постоянно вести каплю вниз, двигая её равномерно от края до края. Так получаются очень ровные, при желании даже большие области, выкрашенные равномерным тоном акварели.

Всё увиденное в тот день произвело на меня просто неизгладимое впечатление. Я к тому времени давно уже закончил не только художественную школу, но и семь лет проработал на участке художественных промыслов, поэтому искренне считал себя достаточно знающим специалистом в области рисования. И вот тут вдруг оказалось, что это совсем не так. Потому что про такой способ рисования акварелью "отмывками" мне никто до того дня не рассказывал.

Позже, когда мне потом самому приходилось делать подобные проекты, я наловчился и достаточно быстро "отмывал" как маленькие площади, так и огромные. Весь секрет я познал в длительной практике, потому что работы в ЦУМе было много, и такие вещи мне приходилось рисовать часто. Это потом появился компьютер, и мы постепенно перестали рисовать красками, задвинув их в далёкий ящик.

И вот пришло время, когда меня "пробило" рисовать дома. Конечно, руки помнили все те уроки моих старших товарищей, и когда я однажды принялся делать большую работу в акварели, где были крупные детали рисунка, то как раз способ "отмывки" помог мне лучше справиться с задачей. Правда, долго для меня было загадкой, почему именно на чертёжном ватмане получаются такие ровные заливки, а на хорошей акварельной бумаге сделать отмывку сложнее.

Ответ пришёл позже, тоже с опытом. Я стал всё чаще покупать хорошую бумагу для акварели и экспериментировать. Вскоре выяснилось, что именно отсутствие пористости позволяет чертёжному ватману иметь преимущество перед дорогой бумагой. Краска как бы скользит по нему, и почти не впитывается.

Чтобы проделать такую же процедуру на торшоне, нужна большая скорость рисования, и не такие большие площади, потому что вы просто не успеете распределить влагу с краской по намеченному рисунку до того, как она полностью впитается.

Я уже давно наметил провести ряд уроков с детьми на тему сплошных заливок, которые как раз в акварели и можно назвать "отмывками". Но я не был уверен, что у детей получится сделать всё, как надо, и они не запротестуют от сложности урока. Но, к моей радости, всё прошло на удивление гладко.

Первый урок у меня был с двумя девочками, сёстрами. Одной 12 лет, другой – 16. Старшая уже закончила художественную школу и сейчас хочет усовершенствовать свои знания. Ей уже известно, что в акварели существует множество техник и приёмов, но про сплошные заливки и "отмывки" она не знала.

Я также рисовал с ними, причём выдал ученицам пористую бумагу, а себе взял чертёжный ватман, чтобы показать им разницу в полученном результате. Заметьте, что мой рисунок получился более ровным и однородным по технике, хотя роза, наверное, не самый удачный пример для практики "отмывок".

В другой раз мы рисовали с более маленькими детьми. Но и эти ученики добились невероятных результатов. Самое интересное, что одна ученица рисовала на пористой бумаге, но акварельная краска у неё была на искусственных минеральных компонентах, поэтому её заливки были яркими и, может быть, из-за этого не так быстро впитывались в бумагу.

Я обязательно буду давать своим ученикам и другие уроки по теме сплошных заливок. Этот способ рисования очень важен, потому что так у детей вырабатывается способность правильно работать с жидкой краской и они лучше понимают, что такое акварель вообще и как набирать краску на кисть не густо, но и не сильно жидко.

Как только появятся отчёты о моих следующих уроках, я обязательно поделюсь ими с вами.

В статье использованы фотографии с уроков автора статьи


Автор статьи @yurchello


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

vp-paintingvox-populipainting-basicsтворчестворисование
300
249.281 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
300
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (17)
Сортировать по:
Сначала старые