«Пляска смерти», неподвластная времени [Рубрика «Тематическая подборка картин»]

С середины XIV века в средневековой литературе и живописи возник и достаточно долго процветал один аллегорический сюжет под названием «Пляска смерти». К изображениям сочинялись рифмованные фразы, смысл которых сводился к одному: к бренности человеческого бытия. На рисунках, картинах, гобеленах изображались люди разных слоёв общества – от короля до простолюдина – и все они шли в припляску с ангелами смерти:

Пляска смерти. Бернт Нотке, 1475-1499 гг.

В те времена тема смерти была весьма актуальна. Начало каждого тысячелетия знаменовалось предсказаниями о конце света:

Великий день его гнева (Судный день). Джон Мартин, 1853 г.

Когда же этого не происходило, то апокалипсис переносился на каждый 33-й год – год распятия Христа. Но если и здесь судный день не наставал, довольствовались меньшими горестями: чумой, холерой, бесконечными войнами и просто высокой смертностью ввиду отсутствия нормальной медицины и гигиены. Так и неслись эти бледные всадники по просторам Европы, выкашивая свою жатву:

Война. Арнольд Бёклин, 1896 г.

Мало кто из художников прошёл мимо этой темы, то поэтизируя её…

Ангел смерти. Эвелин де Морган, 1881 г.

… то иронизируя над ней:

Автопортрет со смертью, как скрипачём. Арнольд Бёклин, 1872 г.

Средневековая «Пляска смерти» призывала всех к покаянию, поскольку смерть порой подкрадывается незаметно, словно выжидая и присматриваясь:

Смерть и девушки. Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, 1872 г.

А затем, срывая все покровы – дорогие или бедные, шитые золотом или домотканые – уносит с собой, уравнивая всех в своём ужасном и неотвратимом действе:

Равенство пред смертью. Уильям Адольф Бугро, 1848 г.

Страх – страх смерти преследует каждого человека в той или иной мере. Чтобы избавиться от навязчивой мысли о ней, люди придумывали и придумывают самые разнообразные уловки. Художники, к примеру, пытались персонифицировать её, ведь если удаётся посмотреть в лицо страху, он уже не так давит на психику:

Смерть-невеста. Томас Купер Готч, 1894 г.

Или же романтизировать этот страх, чтобы исчез его ужасный лик. И вот уже рождаются поэтические строки – такие противоречивые в своей красоте и горести, как и сам лик смерти:

О, сломан кубок золотой! Душа ушла навек!
Скорби о той, чей дух святой – среди Стигийских рек.
Гюи де Вир! Где весь твой мир? Склони свой тёмный взор.
Там гроб стоит, в гробу лежит твоя любовь, Линор!
(Эдгар Аллан По «Линор»)

Ангел смерти. Орас Верне, 1851 г.

Кстати, в средневековой Испании «Пляска смерти» носила далеко не удручающий характер: в ней не было духа отчаяния. Напротив, всё говорило о противлении и непокорности року. Это как игра. Бал-маскарад, в котором неизвестно, кто кроется за маской, и за какой из них роковой лик:

Пляска смерти. Макс Слефогт, 1896 г.

Маски сброшены, и игроки уже на «ты»:

Танец смерти. Адриен ванн де Венне, 1630 г.

Надеюсь, я не навела на своих читателей страха и уныния. Это всего лишь один из ракурсов жизни: нравится нам это или нет.

Остров мёртвых. Арнольд Бёклин, 1883 г.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

М. Ю. Реутин. Пляска смерти
Музей и церковь Нигулисте. "Пляска смерти" Бернта Нотке
Художник А. Бёклин. Незамеченный гений XIX века
Творчество Макса Слефогта


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

vp-paintingvox-populipainting-selectionисторияискусство
279
238.040 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
279
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые