«Птичьи дворы» Мельхиора де Хондекутера
Здравствуйте, дорогие читатели художественного сообщества!
С вами @annaart. Эту статью я хочу посвятить Мельхиору де Хондекутеру – одному из ведущих представителей голландского анималистического жанра. Современники называют художника «Птичий Рафаэль», поскольку основное место в его творческом наследии занимают полотна с разными видами домашних, диких или экзотических пернатых.
Живописец родился в 1636 году в небольшом городке Утрехт. Его отец, дядя и некоторые другие родственники были художниками, поэтому мальчика с детства обучали живописи. Однако официально Хондекутер получил литературное и богословское образование.
В 23-летнем возрасте он отправился в Гаагу, где жил и писал произведения на протяжении четырех лет. Затем переехал работать в Амстердам. Карьеру художника начал с написания рыбных натюрмортов, однако по неизвестным причинам эта затея вскоре была брошена.
Через некоторое время Хондекутер увлекся написанием птиц. У него сформировался собственный стиль письма, отличающийся яркой цветовой гаммой и декоративностью. При этом в ранний период творчества в работах преобладало большое количество мелких деталей и света, в отличие от позднего периода. Возможно, это связано с тем, что в последние годы жизни живописец часто болел.
Как видим, парковый ландшафт – самый распространенный задний фон в картинах Хондекутера.
Также живописец в своих натюрмортах часто рисовал битую дичь и некоторые атрибуты охоты. Это придавало им необыкновенную выразительность и динамичность.
Мельхиор в первую очередь старался изобразить все прелести домашнего и сельского быта. Он тщательно изучал не только внешность, но и нравы, повадки своих героев в минуты покоя и тревоги.
Помимо произведений с битой дичью, художник с увлечением писал так называемые «птичьи дворы». Многие художественные критики сегодня до сих пор спорят, относятся ли такие картины к жанру натюрморта. Но важно ли это, если в искусстве Голландии подобные композиции были чрезвычайно популярны? Предлагаю лучше подробнее рассмотреть мастерство изображения пернатых.
Эту картину можно смело назвать показательным примером творчества Хондекутера. Здесь совершенно точно передано грациозное движение павлина, а также скрытая тревожная динамика других пернатых красавцев при появлении «иностранца».
А на этом полотне идеально продемонстрировано нарядное оперение павлина и характерные движения уток. Глядя на работу, в воздухе как будто звучит этот разноголосый ансамбль птиц.
А тут, помимо грации павлина, можно разглядеть характерные повадки таких животных, как белка и обезьяна. Проворная белка, держа в своих слабых лапках орех, кажется, ведет «беседу» с одной из птиц по поводу отложенных запасов. А обезьяна в это время как будто с пониманием слушает её оправдания…
Среди искусствоведов существует мнение, что художник все свои картины писал на открытом воздухе не потому, что ему важно было рисовать с натуры, а потому что приходилось проводить большую часть времени вне дома. Дело в том, что супруга Мельхиора и её сестры, которые жили вместе с ними, имели довольно сложные характеры и у них часто случались ссоры.
О творчестве художника писали:
"Хондекутер изображает материнство курицы с такой нежностью и чувством, как Рафаэль изображал материнство Мадонны".
Особенно хорошо это продемонстрировано на представленной ниже картине:
Здесь видно, как глава семейства защищает свою семью от нападок чужака.
Умер художник в 1695 году в доме своей дочери на Warmoesstraat – одной из старейших улочек Амстердама.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Голландский натюрморт XVII века
Мельхиор де Хондекутер
Мельхиор де Хондекутер — птичий Рафаэль
Голландский мастер анималистического натюрморта Melchior de Hondecoeter
Для любителей птиц и животных - "Птичий Рафаэль"