Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Рафаэль – первый среди великих

Добрый вечер, коллеги и читатели сообщества!

С вами @ksenia-v. Сегодня я расскажу о рано созревшем и рано ушедшем гении, оставившем необычайно богатое наследие. Архитектор и историк искусства Джорджо Вазари признал его божественным художником.

Рафаэль Санти родился в Страстную пятницу 28 марта (согласно другим источникам – 6 апреля) в 1483 году в городе Урбино на востоке Италии. Его отец, Джованни Санти, был придворным художником княжеской семьи Монтефельтро. Он рано заметил в сыне способности к рисованию, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. В 1491 году умерла мать, а три года спустя – отец. Опека над мальчиком перешла к дяде.

Мадонна с младенцем, 1498 г.

Эта фреска написана юным Рафаэлем в доме Санти в 15 лет.

Примерно в 1494 году он отправился в Перуджу, где сначала изучал художественные промыслы с художником Тимотео Витти, а затем стал учеником известного живописца Пьетро Перуджино. Во время учебы у Пьетро он начал писать первые картины на заказ.

Ранний стиль Рафаэля – это подражание, а иногда почти умелое копирование стиля Перуджино. Однако даже в работах в стиле учителя вы можете заметить разницу. Например, картина «Обручение Марии», написанная по образцу Перуджино. Обе картины имеют практически одинаковый фон и аналогичное распределение персонажей, но картина Рафаэля отличается гибкостью и естественностью движений.

Рафаэль Санти. Обручение Девы Марии, 1504 г.

Пьетро Перуджино. Обручение Марии, между 1503 и 1504 гг.

В 1500 году Рафаэль стал художником гильдии города Урбино. Он рано овладел стилем мастера и сотрудничал с Перуджино, расписывая церковь Франциска в Перудже. А в 1503 году начал сотрудничество с другим выдающимся живописцем – Пинтуриккьо, украсив библиотечный зал в Сиене по заказу Папы Пия III.

Вскоре Рафаэль превзошел своих учителей, и в 1504 году отправился во Флоренцию, чтобы полюбоваться произведениями Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он довольно быстро приобрел огромную известность.

Около 1507 года Рафаэль вернулся в Урбино и интенсивно работал в своем родном городе. Вскоре снова вернулся в Перуджу.

Пророк Исаия, между 1511 и 1512 гг.

Молодой человек с яблоком, 1504 г.

В 1508 году художник, создав много выдающихся полотен и фресок в Перудже и Флоренции, отправился в Рим. Это путешествие было предложено ему архитектором Браманте. Рафаэль заинтересовался работой у Папы до такой степени, что немедленно покинул Флоренцию, не закончив картины во Флорентийской часовне Св. Духа. Папа поручил ему украсить папский суд и официальный зал, известный как Станца делла Сеньятура. Эта работа была завершена в 1511 году. Художник также имел возможность увидеть лучшие произведения своего выдающегося современника Микеланджело, который тоже работал для Папы над фресками на потолке Сикстинской капеллы.

Композиции Рафаэля постепенно становятся более сложными и необычными, но никогда не нарушают чувства идиллической гармонии, которое в сочетании с прекрасным владением изобразительными средствами делает каждую работу подлинным шедевром.

В 1513 году Папа Юлий II умер. Его преемник, Леон Х, также был покровителем искусств и ценил талант Рафаэля, которому поручил продолжение работ по украшению Ватиканского дворца. После смерти Браманте в 1514 году Рафаэль взял на себя надзор за строительством новой базилики Св. Петра в Риме.

Портрет папы Юлия II, 1511 г.

Рафаэль был другом великих гуманистов своей эпохи, таких как Бальдассаре Кастильоне и Бернардо Довици Биббиена. Также он вёл переписку с Альбрехтом Дюрером.

Рафаэль всегда работал с помощниками. Его первые работы по существу принадлежат его руке, но после 1513 года мастерская художника расширилась до 50-ти подмастерьев. Двумя наиболее известными были Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни.

Рафаэль был очень религиозным человеком. С 1514 года он состоял в Братстве Тела Христова в Урбино и тайном обществе Оратории Божественной Любви в Риме.

Дама с вуалью, или Донна Велата, 1514-1515 гг.

По мнению исследователей близость портрета «Донна Велата» к «Форнарине» дала основания считать, что это одна и та же модель художника – Маргарита Лути.

Форнарина, 1518-1519 гг. Фрагмент

Маргарита Лути была любовницей Рафаэля, она жила с ним в его доме до самой смерти художника. По происхождению Маргарита была из семьи римского пекаря, а прозвище Форнарина (от итал. forno – печь) ей дал Рафаэль. Эта женщина была моделью живописца для нескольких его произведений. Считают, что лицо «Сикстинской мадонны» написано с Форнарины.

Сикстинская мадонна, 1513-1514 гг.

Отношения Маргарита Лути с Рафаэлем продолжались шесть лет. По легенде он женился на Форнарине, о чем мало кто знал при жизни и почти никто после его преждевременной смерти.

Художник умер после приступа лихорадки в 3 часа дня, в Страстную пятницу в возрасте 37 лет. После его смерти Форнарина стала монахиней, и к ней быстро потеряли интерес. В документах она указывала, что стала вдовой.

Уже при жизни Рафаэль был провозглашен гением. После смерти великие поэты оплакивали его в своих стихах, а отпевал его сам Папа. Похоронен живописец в Пантеоне.

Источники изображений: 1, 2

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Рафаэль Санти
Форнарина
Донна Велата
Мадонны Рафаэля
Рафаэль, итальянский живописец и архитектор


Автор статьи @ksenia-v


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

92
205.933 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые