Рихард Якопич – яркий представитель словенского импрессионизма
Добрый день всем ценителям искусства!
С вами @annaart. Сегодня я хочу рассказать о живописце Рихарде Якопиче, сыгравшем главную роль в становлении словенского импрессионизма.
Жизненный путь
Родился художник в 1869 году в Любляне, столице Словении. Его отец был богатым купцом, а потому финансовых трудностей семья не испытывала.
Рихард всерьез увлекся живописью сразу после получения начального образования. В 18 лет поступил в Академию изобразительных искусств в Вене. Проучившись там 2 года, поехал в Мюнхен для поступления в Академию художеств. Однако тут тоже долго не задержался – уже после 2-х семестров понял, что такая система обучения ему совершенно не подходит.
Якопич продолжил осваивать навыки живописи в школе знаменитого живописца и педагога Антона Ажбе. Именно здесь он завел дружеские отношения с художниками-импрессионистами Иваном Грохаром, Матией Ямой и Матеем Стерненом. С ними, а также со своим учителем живописец поддерживал дружбу на протяжении всей жизни, несмотря на то, что проучился в школе всего 2 года.
Рихард и его друзья стали главными представителями словенского импрессионизма. В 1900 году в Любляне их четверка впервые приняла участие в выставке. С тех пор живописец увлекся созданием произведений на свежем воздухе в деревне Странска-Вас.
Через два года импрессионисты вновь попробовали свои силы на выставке в качестве консолидированной группы, однако успеха в этот раз не имели. Впоследствии художники стали выставляться только за пределами родной страны.
Успех и первая слава пришли в 1904 году на выставке, проходившей в Вене. После этого Якопич, Грохар, Стернен и Яма формально объединились в группу под названием «Свободное сообщество группы художников Сава».
Около 6 лет Рихард проживал в Шкофья-Лока, неподалеку также поселились Грохар и Стернен. Друзья каждый день рисовали на открытом воздухе и назначали встречи в одном и том же кафе для обсуждения картин и чтения журналов.
Последние годы жизни художник провёл в родной Любляне. Здесь он вместе со Стерненом основал художественную школу, однако последний уже через год покинул её и город. Яма к тому времени тоже уехал из города, и только Грохару удавалось видеться с Якопичем практически так же часто, как и раньше.
Умер живописец в Любляне в 1943 году.
Особенности творчества
Художественную деятельность Рихарда делят на три основных периода:
1. Натуралистический импрессионизм. Это ранний период творчества художника, который включает в себя время формирования манеры письма, первые взлеты и падения в карьере и некоторое время проживания в городе Шкофья-Лока. Тогда Якопич изображал природу посредством собственного восприятия.
В картинах, среди которых преобладали лиричные пейзажи, акцентировалось внимание на передаче цветов и солнечного света.
2. Реалистический импрессионизм. Этот творческий период включает время проживания в Шкофье-Лока и Любляне до 1917 года. Тогда живописец больше всего уделял внимание изображению фигурным композициям. В произведениях появилась некая интеллектуальная наполненность.
3. Цветовой экспрессионизм. Это последние годы жизни художника, в которые он работал кистью исключительно для разъяснения смысла различных символов и предметов. После 66 лет Якопич рисовал в основном цветочные натюрморты.
Из всей группы импрессионистов Рихарду больше всего была близка манера письма Ивана Грохара, который старался фотографически точно изображать природу. А вот Яма и Стернен рассматривали искусство как выражение своих фантазий.
Интересно, что портрет художника, как гордость Словении, изобразили даже на 100-долларовой купюре. Также в Любляне есть сад, названный его именем, – Jakopic Garden. Бытует мнение, что когда-то окна мастерской Якопича выходили прямо в этот сад. Вдохновляясь прекрасными видами, живописец написал немало великолепных работ.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием