Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Рисуем с детьми. Как научиться правильно компоновать рисунок

С самых первых дней, когда в возрасте 12 лет я только пришёл в художественную школу, наши учителя уделяли много внимания компоновке рисунка. Первоклашки в нашей художке и слова-то такого раньше не слышали, а тут почти на каждом уроке только и слышно: "правильно компоновать", "правильно вписать в габариты", "золотое сечение". Не рисование, а сплошная словесная абракадабра!

Многие дети в замешательстве слушали преподавателя, и не сразу понимали, что же от них требуется. Лишь спустя какое-то время пришло осознание многих закономерностей и правил, которых в первый год обучения нам пришлось освоить немало.

Мне повезло чуть больше других. Я пошёл на рисование уже достаточно подготовленным учеником, так как целый год до школы ходил в кружок ИЗО, к тому же я раздобыл дефицитную по тем временам книжку по обучению рисунку, которую прочитал с большим интересом, и даже пробовал делать по ней несколько уроков дома, готовясь к экзаменам. В общем, про компоновку я тогда уже немного знал.

Вы никогда не задумывались над тем, почему соотношение в картине её сторон равно примерно 2:3?

Теория о композиции уходит в далёкое человеческое прошлое и основана на относительно простом понимании свойства зрительного человеческого восприятия. Самостоятельно можно провести ряд экспериментов, чтобы лучше понять смысл сказанного.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нём круг. Сразу же возникает первый вопрос: где рисовать круг? В центре, с края, выше или ниже центра листа? А каким сделать этот объект? На весь лист, небольшим или совсем крошечным?

Условно наш круг – это область центральной фигуры рисунка. Ещё в древности художники, архитекторы и скульпторы заметили одну важную особенность: если располагать изображение слишком маленьким либо точно по центру вида, или слишком сдвинутым в края выбранной области, то наше зрение начинает "протестовать". «Почему?» – спросите вы.

Попробуйте сами потратить несколько листов и нарисовать разные по размеру круги, компонуя их в разных местах бумаги. Какое из изображений вам больше нравится?

Уверен, не все сразу смогут оценить сложность задачи и получить нужный ответ. Для этого нужно довольно долго примеряться и пробовать разные варианты. На решение этого вопроса у вас может уйти даже не один час.

В конце концов ваше зрение всё равно подскажет вам, что оптимальное место в композиции находится правее или левее центра, но не в самом краю. А ещё лучше, если условный рисунок расположится выше или ниже горизонтальной центральной оси листа. В идеале золотого сечения соотношение центра как раз и равно примерно 2:3.

«Но почему?» – удивитесь вы. Разве не правильней было бы выбрать для нашего натюрморта или портрета центральную часть композиции? Оказывается, нет. Посмотрите на мандалу. Пожалуй, вписанный в квадрат геометрический узор является единственным исключением из правил. Но на то есть веские причины.

Задача подобных изображений – сконцентрировать внимание. Заставить медитирующего человека смотреть в одну, центральную точку. Но ведь в картинных галереях мы зрительно отдыхаем. Мы не приходим туда напрягать своё зрение, а, наоборот, расслаблять.

Та же задача у произведений искусства, которые расставлены и развешаны в домах и квартирах. Мы как бы вскользь смотрим на натюрморт или портрет слегка боковым зрением, "купаем" свои глаза, разглядывая картину или скульптуру. Наше сознание остаётся текучим и не цепляется к выставленной работе, а ощущает гармонию в привязке ко всему остальному миру.

Когда я рисую с детьми, то всегда прошу учеников делать несколько простых вещей: стараться рисовать достаточно крупно, чтобы площадь листа использовалась оптимально, и чтобы они следили за габаритами рисунка и не вылезали за края. Вот такая сложная задача – рисовать не крупно и не мелко.

Рисуя пастелью вишни, сложно выполнить такую задачу. Если бы я не сел рисовать вместе с учениками, уверен, они сделали бы ягоды слишком мелкими. Это потому, что восприятие ребёнка пока не готово к огромному открытому миру вокруг него. Подсознательно маленький художник просто боится что-то испортить или страшится "выйти за рамки" привычного.

Другая сложность как раз и была в том, чтобы при компоновке дети не переборщили, и внимательно следили за тем, чтобы у них влезло всё в лист. Кое-где на рисунках как раз и можно заметить, что, увлекшись крупными ягодами (вот свобода-то!), ученики не учли длину черенков, поэтому более толстая веточка у них едва поместилась в рисунке.

Конечно, рассказывать 7-9-летним детям о теории золотого сечения и о правилах компоновки – совершенно нелёгкая задача. Да и не нужно это им в таком возрасте. Всё должно происходить постепенно, как бы в рамках игры. Пока я не очень чётко представляю, как это сделать на все 100%. Но я пробую, и аккуратно экспериментирую. Уверен, рано или поздно они обязательно всё правильно поймут.

В целом дети неплохо справились с задачей. Может быть, она показалась им не очень сложной, ведь вишни мы не стали смещать влево или вправо. Пусть для начала это так. Не всё ведь сразу. Не нужно перегружать детский мозг, выливая им кучу информации за один раз. Зато на следующем уроке их внутренняя память уже лучше подскажет им, что при компоновке не нужно мельчить рисунок. А понимание всех остальных правил придёт постепенно.

В статье использованы иллюстрации работ учеников с уроков автора


Автор статьи @yurchello


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

6
223.684 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые