Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

С чего начинается китайская живопись. Материалы и инструменты

Всем привет!

С вами @veta-less. Если вдруг вы хотите попробовать свои силы в китайской живописи, то я расскажу, какие материалы потребуются для этого вида изобразительного искусства. Все материалы я покупаю в специализированных интернет-магазинах, которые ориентированы именно на китайскую живопись.

В розничных магазинах я иногда встречаю что-то подходящее, но обычно это какие-то единичные товары, из которых сложно собрать минимальный необходимый набор для занятий китайской живописью.

Вот так выглядят мои материалы. Это:

  • войлочный коврик
  • бумага
  • кисти
  • тушь
  • китайские краски
  • салфетки
  • палитра и ёмкость с водой.

1. Войлочный коврик

Необходимый атрибут, которым не нужно пренебрегать. Войлочный коврик кладется под бумагу и впитывает в себя излишки жидкости. Его можно заменить газетами или тряпочкой из микрофибры, но если вы собираетесь всерьез заниматься китайской живописью, то такой коврик нужно иметь.

2. Тушь

Также вам потребуется китайская тушь. Она бывает жидкая или сухая в палочках. Жидкая удобнее тем, что её быстрее развести водой. Я пользовалась разной жидкой тушью. Принципиальной разницы между дешевой и дорогой не нашла. Обычно такие бутылочки бывают в продаже в художественных магазинах.

Тушь в палочках – более традиционный материал, но требует трудозатрат перед рисованием. Выглядит она вот так:

Используют её следующим образом: на камень капается пара капель воды, а потом брусок туши растирается по воде. Плюс сухой туши в том, что её легче дозировать по градациям серого, и она лучше подойдет для черно-белой монохромной живописи. Но для её растирки нужно прикладывать значительные усилия.

3. Китайские минеральные краски

Самые известные краски – это краски фирмы Maries. На их коробке присутствует картина с лошадками.

В последнее время начали появляться и другие китайские краски. Сейчас, например, я пользуюсь такими:

По консистенции китайские минеральные краски похожи на акварель в тюбиках, но при этом они обладают свойством не размываться водой на бумаге после высыхания и не течь, как акварель. Мне кажется, что эти свойства ближе акриловым краскам.

Как видите, цветовая гамма для набора из 12 цветов достаточно своеобразная. Зеленый цвет в палитре один, и представлен забеленным изумрудным. Все остальные зеленые оттенки на картинах получаются путем смешивания на палитре желтого, черного и синего.

В коробочке больше всего красноватых оттенков. Быстрее всего обычно заканчивается желтый. Самый неиспользуемый цвет – черный, так как его заменяет черная тушь. Также в коробке китайских красок всегда есть белый цвет, который используется так же интенсивно, как и желтый.

4. Рисовая бумага

Продается в рулонах и отдельными листами. В рулонах более дешевая. Мне она нравится тем, что не мнется и компактно хранится. Я убеждена, что начинать учиться рисовать нужно на ней, так как вначале обучения уходит очень много бумаги. Только представьте, что вам придется рисовать без предварительных набросков, сразу тушью и красками, при этом неудачные рисунки идут на выброс.

Также эта бумага очень хорошо подходит для второго слоя во время оформления и подклейки работы. В магазинах можно встретить рулоны двух форматов – длинные и короткие. Бумагу из коротких рулонов удобнее отрезать.

Если под рукой нет ножниц, то разрезать бумагу можно следующим способом: провести мокрой кистью и разорвать по-мокрому. Вот так:

У рулонной и листовой бумаги часто бывают две разные стороны: одна более шероховатая, другая – более гладкая. Выбор стороны зависит от сюжета картины. На шероховатой поверхности краска и тушь растекаются лучше. Это подходит, например, для изображения шерсти животных. Гладкая сторона подходит для рисунков с четкими контурами.

Листовая бумага

Более дорогая и профессиональная бумага. Бывает разного качества, назначения (к примеру, пейзажная), а также разных оттенков.

Также в такую бумагу могут быть включены вкрапления – золотые блёстки, травяные волокна и т. п.

Особый вид бумаги – бумага для гунби, одной из разновидностей китайской живописи. Она очень тонкая, прозрачная. Тушь и краски в неё впитываются плохо. Эта бумага предназначена для многослойных цветовых заливок.

Самые популярные её виды называются "Крылья цикады" и "Покров цикады". Посмотрите, какая она прозрачная!

5. Кисти

Китайские кисти удобно хранить вот в таких бамбуковых пеналах:

Кистей у меня много. Часть привезли из Китая, другую часть я покупала в художественных магазинах города. Вся проблема выбора кистей заключается в том, что пока ими не попробуешь рисовать, то не поймешь, подходят они или нет. Моя самая любимая кисточка, которой получаются самые изящные травинки и листики бамбука, была приобретена случайно в обычном художественном магазине города за 60 рублей.

При покупке кисти проклеены клеем, они острые и твердые. Их нужно размочить в воде, а колпачок, который на них надет, обязательно выкинуть. После размокания на них уже ничего не нужно надевать.

Кисти можно разделить на 4 условные группы:

  • мягкие
  • полужесткие
  • жесткие
  • контурные.

Мягкие кисти. В основном сделаны из шерсти козы. Их можно отличить по белому цвету ворса. Их используют для рисования листьев, цветов (всего мягкого и округлого).

Полужесткие кисти. Они изготавливаются из шерсти барсуков, медведей, волка. Эти кисти средней жесткости и более упругие. Цвет ворса у них чаще всего коричневый или бурый. Ими сложнее рисовать цветочки, зато они отлично подойдут для изображения пейзажей, деревьев, гор.

Жесткие кисти. Изготавливаются из остевых волос животных. У них почти нет пушковых волосков, поэтому они плохо держат воду. Эти кисти незаменимы для прорисовки текстур камней, там, где требуется минимум воды.

Тонкие конутрные кисти. Для совсем тонких линий, обводки, тычинок и т. д.

6. Салфетки для промакивания кистей

Я никогда не сажусь рисовать, если у меня не приготовлена салфетка для промакивания кисти. Салфетки позволяют дозировать количество краски и воды на кисти. В процессе рисования я всегда держу её в руке, и первый мазок кисти пробую на ней.

7. Палитра и другие принадлежности

Очень удобно использовать керамические палитры или тарелки. На пластиковых палитрах краска и тушь легко скатываются в капельки, что совсем неудобно.

Кроме палитры на фото подставка под кисти, которую я также использую как пресс под рисовую бумагу. Это часто бывает нужно, так как бумага не закреплена и может заворачиваться по уголкам.

Сферическая керамическая ёмкость – это дозатор для воды. С его помощью можно добавлять необходимое количество капель в тушь.

8. Печати

На китайских картинах, кроме лирической подписи иероглифами, принято проставлять личные печати художника. Они дополняют композицию, поэтому каждый, кто занимается китайской живописью, рано или поздно озадачивается поиском печатей.

Заготовки печатей можно купить в магазинах. А вот вырезанный оттиск придётся заказывать у мастера.

Оттиск печати проставляется красной киноварной пастой, которая специально продается для этих целей. С этой пастой нужно быть аккуратными, так как она пачкает всё, что к ней прикоснется, а ещё немного ядовита. Но при этом хорошо отмывается и отстирывается водой с мылом.

В завершение статьи я хочу предостеречь вас от покупки готовых наборов для каллиграфии, которые довольно часто можно найти в художественных магазинах. Эти наборы сувенирные: выглядят симпатично, но использовать их по назначению невозможно.

Все фотографии в статье авторские


Автор статьи @veta-less


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

91
295.506 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (31)
Сортировать по:
Сначала старые