С чего начиналась Третьяковка
Здравствуйте, коллеги и читатели сообщества!
С вами @ksenia-v и я продолжаю серию статей о разных музеях, в которых мне доводилось побывать. Первое, что я посетила в детстве в Москве, была Третьяковская галерея. Кто же был её основатель и почему он собирал только картины отечественных мастеров?
Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря 1832 года (по старому стилю 15 декабря) в купеческой семье. Обучался дома, жил в имении родителей.
Он был очень состоятельным и удачливым в делах, и притом любил и понимал искусство. В 1856 году Павел Третьяков купил две картины художников Шильдера и Худякова.
В 1860 году Павел отправился в первую зарубежную поездку. Перед отъездом он составил завещание, в котором 150 тысяч рублей предназначались для создания в Москве музея. Вдохновленный этой идеей, Третьяков продолжал покупать картины. У него не было опыта коллекционирования произведений искусства, он полагался только на собственный вкус.
В 1860-х годах Павел приобрел ряд картин Якоби, Клодта и Максимова.
Третьяков дружил со многими современниками-живописцами. В некоторых случаях он поддерживал их финансово, а иногда мог начать карьеру конкретного художника, купив его картины. Так, например, произошло, когда он приобрел картину Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» (1861).
Хотя многие осуждали антиклерикальное содержание изображения, а Священный Синод считал его «безнравственным», Третьяков ценил мастерство художника и продолжал покупать его картины («Тройка» и «Дилетант»). При этом он не только приобретал готовые работы Перова, но и заказывал новые, а когда художник скончался, помог организовать посмертную выставку.
Третьяков любил природу и имел врожденный вкус к хорошей живописи, поэтому приобрел пейзажи Льва Лагорио, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта и Ивана Шишкина. Портреты представляли особый интерес для Павла. В 1860-х годах он купил для своей коллекции великолепные портреты Карла Брюллова.
Позднее он добавил к своей коллекции портрет П. Зубова кисти Василия Тропинина.
Третьяков также воплотил идею создания серии портретов современников. Он пробовал уговорить Толстого позировать, но безуспешно. Крамской окончательно убедил писателя передумать, выдвинув весьма убедительный аргумент: портрет напишут потомки, и он будет плохим. Толстой принял этот аргумент, но попросил художника нарисовать два портрета: один для коллекции Третьякова, а другой для него. Крамской согласился.
У портрета Николая Некрасова также есть интересная история. Поэт был очень болен, когда Иван Крамской приступил к работе, он был прикован к постели. Некрасов умер в декабре 1877 года, и Крамской вынужден был закончить свою работу по памяти. В результате картина состояла из нескольких частей: голова поэта была нарисована на небольшом отдельном холсте, когда Некрасов был еще жив. Художник изобразил тело отдельно и вписал голову на полотно своей картины «Некрасов в период «Последних песен».
Третьяков высоко ценил талант Крамского. Они также разделяли взгляды на ценности, концепции и миссию искусства, поэтому стали близкими друзьями. Иван даже написал портрет великого коллекционера — «Портрет Павла Третьякова» (1876). Другой портрет Третьякова был написан Ильей Репиным в 1883 году.
В 1860-е годы Третьяков стал восторженным сторонником новообразованного Общества передвиджных художественных выставок. Он присутствовал на всех выставках передвижников, поощрял их и поддерживал в финансовом отношении. Многие картины с этих выставок были куплены для галереи. Иногда Третьяков приобретал полотна прямо из мастерских художников еще до того, как проходили выставки.
Третьяков размещал все картины в своем доме в Москве, и хотя дом был большой, вскоре он оказался мал. Много раз (в 1874, 1882, 1885 и 1892 годах) дом подвергся реконструкции: он был увеличен, добавились новые, специально спроектированные залы музея. В 1881 году Третьяков решил открыть галерею для публики, но через десять лет был вынужден закрыть ее из-за того, что было украдено много картин.
В 1892 году П. М. Третьяков по завещанию передал собственную галерею вместе с помещением в ведение Московской городской Думы. В благодарность Дума назначила его пожизненным почетным опекуном галереи и дала Третьякову звание «Почетный гражданин Москвы».
Продолжение следует...
Источники изображений: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Официальный сайт Третьяковской галереи
Павел Михайлович Третьяков
Государственная Третьяковская галерея
Павел Михайлович Третьяков и его галерея
Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу