Сандро Боттичелли – певец изысканной красоты
Здравствуйте, дорогие коллеги и любители живописи!
Художника, о котором я сегодня расскажу, невозможно не любить. По крайней мере, мне так кажется. Линия его безупречна, а каждое произведение гармонично и изящно.
Родился художник в 1455 году во Флоренции с именем Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи в семье кожевника. Прозвище Боттичелли (от слова botticelli, что переводится как маленький бочонок) перешло к нему от старшего брата, который был толстяком.
Сандро скучал в школе, в которую его отдал отец. Он был известен своим остроумием и любовью к шуткам, и заслужил репутацию беспокойного и нетерпеливого ребенка. К счастью, его ранний талант был признан, и он был отозван из школы и отправлен на работу в качестве подмастерья.
Считается, что Боттичелли сначала учился у Мазо Финигуэрры, ювелира, прежде чем стать подмастерьем художника Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. Он начал рисовать фрески для флорентийских церквей и соборов. К 1470 году у него уже была своя мастерская.
В 1472 году Боттичелли присоединился к Compagnia di San Luca (Гильдии Св. Луки), братству флорентийских живописцев.
Липпи находился под покровительством некоторых правящих семей Флоренции, таких как Медичи. Боттичелли, в свою очередь, почти всю свою жизнь работал над портретами семьи Медичи и их друзей, для которых написал некоторые из своих самых замечательных светских картин.
Звезда Сандро вела его к успеху. В 1481 году его вызвал Папа Римский, чтобы украсить стены недавно завершенной Сикстинской капеллы в Ватикане. Он писал фрески, а также несколько папских портретов. Художник был высоко ценим в это время, и это был единственный случай, когда он работал за пределами Флоренции.
Год спустя Боттичелли вернулся во Флоренцию, чтобы продолжить самый плодотворный этап своей карьеры. Период с 1478-1490 гг. был его расцветом: это время, когда он создал свои знаменитые мифологические произведения, такие как «Венера и Марс». В них он удачно сочетал декоративное использование линии (возможно, во многом благодаря обучению у ювелира) с элементами классической традиции, видимыми в гармонии композиции. Цвета его чисты, ярки и прозрачны.
В последние 15 лет жизни работа Боттичелли, похоже, переживала кризис стиля и выражения.
1490-е годы были бурным десятилетием – Медичи были изгнаны из Флоренции и мир Италии был разрушен. Сандро отверг декоративный шарм своих ранних работ в пользу более упрощенного подхода, который в сравнении с прежним казался грубым и тяжелым. Эти более поздние картины, с их глубокими моральными и религиозными обертонами, вероятно, ближе к сложной эстетике Микеланджело и Рафаэля.
Джорджо Вазари в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал, что в последние годы Боттичелли стал последователем фанатичного доминиканского монаха Савонаролы и благочестивые чувства его более поздних работ предполагали некоторое участие в религиозных и политических потрясениях во Флоренции в то время.
«Мистическое Рождество» – самая удачная картина Боттичелли этого периода. Она отражает это чувство апокалиптического предчувствия.
Вазари также предполагает, что, поскольку работа не удавалась, Боттичелли стал меланхоличным и подавленным. Он не был женат, предпочитая семью и друзей.
После смерти живописца в 1510 году его имя ушло в забвение до конца 19 века, когда оценка знаменитым критиком Джоном Рёскиным флорентийского искусства и культуры вызвала новый интерес к творчеству Сандро Боттичелли.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», «Весна»
Боттичелли Сандро