Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Секреты известных картин. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

Картина «Последний день Помпеи» тесно связана с личной жизнью Карла Брюллова. Кто бы мог подумать, что за столь величественной маской полотна скрывается трепетная любовь художника.

Всё, что видим мы — видимость только одна.
Ибо тайная сущность вещей — не видна.
Омар Хайям

Начало. Разум и чувства

Прежде, чем приступить к разбору картины «Последний день Помпеи», посмотрите на художника и его музу. Карл Брюллов обладал страстной натурой, он ничего не делал спокойно, как это делают обычные люди. Его муза — никто иная, как графиня Юлия Самойлова. Рядом с ней было много знаменитых и красивых мужчин: Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини...

Слева: К. Брюллов, Автопортрет, 1848 г. Справа: Бенуа-Шарль Митуар, "Портрет Юлии Самойловой", 1825 г.

Карл и Юлия познакомились в Милане в 1827 году, за три года до написания «Последнего дня Помпеи». Именно с этой встречи и началась история картины. Вспыхнувшие чувства привели их в Неаполь. Там Карл впервые увидел Везувий и разрушенный им город Помпеи.

Развалины и сам факт произошедшего сильно впечатлили Карла. Хотя брат художника, Александр Брюллов, уже несколько лет восторженно рассказывал ему об этом историческом месте.

Панорама раскопок древнего города Помпеи, 2014 год. На заднем плане виден вулкан Везувий. Автор фото Alexander Lokhman

Тайный смысл картины

Несколько лет Карл собирал материал для полотна, делал зарисовки, посещая археологический музей в Неаполе, исследовал город на раскопках в Помпеях. Вдохновением служила и опера Пачини с тем же названием — «Последний день Помпеи». А благодаря письмам Плиния Младшего он в подробностях узнал, что произошло в городе во время извержения вулкана.

Интересно, что в 62 году н. э. было первое извержение, но горожане не вняли предупреждению и уже в 79 году погибли от вулкана. Именно человеческая беспечность ужаснула и побудила Брюллова отобразить её в картине.

Часто художники используют сюжет, чтобы донести ещё какой-нибудь дополнительный смысл. «Последний день Помпеи» как раз такая картина. Она несет не только сюжетный эпизод, но и показывает личные переживания автора.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833 гг.

Не зная предыстории, сложно понять, какие люди изображены на картине, понятно одно — они спасаются бегством. Но мы ведь уже в курсе. Давайте рассмотрим фрагменты полотна и узнаем, кто на них изображен.

Молодой художник, обернувшийся к вулкану. На голове у него рабочий инструмент — кисти, краски.

В образе художника Брюллов запечатлел самого себя

А теперь обратите внимание на 4 женских фигуры. У них одно лицо. И принадлежит оно возлюбленной Карла — Юле Самойловой. Художник изобразил её в самых разных ипостасях. Через картину он выразил все свои эмоции, а также желание разделить свою жизнь с ней.

Давайте подробнее рассмотрим каждую из этих четырёх женских фигур.

  • Девушка с сосудом на голове. На картине она рядом с художником. Брюллов использовал оттенки, подчеркивающие чистоту девушки. Искусствоведы утверждают, что она написана в образе Марии, матери Иисуса. Возможно, так оно и есть.

  • Мать и две дочери (у Самойловой не было детей, но она удочерила двух итальянских девочек). Если рассмотреть другие картины, на которых изображена эта семья, то можно заметить определенное сходство.

Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову

  • Женщина, прижимающая к себе младенца.

  • Мертвая богатая женщина, упавшая с разбитой колесницы.

Итак, мы видим одно лицо у четырех женщин разного возраста. Графиня Самойлова — неразделенная любовь Брюллова. Почему неразделенная? Он дважды предлагал ей стать его женой. Она не соглашалась, потому что по образу жизни была настоящей "тусовщицей", разъезжающей по городам и прожигающей свои деньги налево и направо. Их странные отношения длились 15 лет. За это время Карл успел жениться и через месяц развестись, а Юлия продолжала сверкать в обществе.

Кроме всего этого в картине также есть символизм. Это огонь. Найдите все источники огня и вы поймёте. Варианты пишите в комментариях.

Источники изображений: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Последний день Помпеи
“Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр
«Последний день Помпеи» — загадки, тайны, факты шедевра К. Брюллова
История любви в картинах: Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова


Автор статьи @galamaga


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

10
181.072 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые