Уроки рисования. Симфония простых форм
Привет, дорогие друзья, читатели нашего сообщества!
Сегодня с вами @yurchello и мы поговорим о вещах простых, но очень важных. Речь пойдёт о теории понимания основных рисовальных форм, по ходу будет предложено немного практики.
Вспоминая уроки рисования в своей художественной школе, я часто ловлю себя на том, что откровенно восхищаюсь теми простыми и доступными подходами, которые несёт в себе система академического художественного образования, где постепенно и очень грамотно до учеников доводится идея принятия основных правил построения и рисования различных предметов. И всё потому, что теперь, когда я сам пытаюсь объяснять многие элементарные вещи своим ученикам, то невольно перехожу на тот самый язык, который использовался моими непосредственными учителями.
Взять хотя бы теорию форм. Каждый из нас прекрасно видит и понимает, что всё вокруг состоит из простых и сложных геометрических фигур. Если разобраться, то любые предметы можно представить как совокупность простых объектов. К примеру, дома – это прямоугольники с призматическими крышами; автомобили – это параллелепипеды с овальными и цилиндрическими включениями, и даже цветок розы – это чаще всего шар, с закруглениями из лепестков по краям.
И, наоборот, в какой-то простой форме можно всегда заметить вкрапление ещё каких-то нескольких геометрических фигур. Например, прямоугольный корпус компьютера имеет разные углубления, кнопки в виде маленьких цилиндров или кубов. И даже обыкновенный сферический футбольный мяч разбит на несколько выпуклых восьмигранных секций.
Сегодня я хочу на двух простых наглядных примерах подтвердить всё вышесказанное.
Возьмём сложную на вид структуру – крону дерева. Не так давно я публиковал уроки по рисованию деревьев и обратил внимание на то, что понимание сути в рисовании этого предмета есть не у всех. Это не страшно, ведь художниками не рождаются, а становятся. И не всегда в муках.
Крону почти каждого дерева можно рассматривать как совокупность простых элементов. Сейчас я докажу, что это так. Набросаем вот такую простую схему. Тут у нас ветвистый ствол и крона, состоящая из нескольких шариков. Пока это всего лишь кружочки, но рисуем дальше.
Как вы помните, затенение у шара довольно своеобразное. Если принять во внимание, что свет на крону будет падать слева сверху, то тени и полутона на сферах, из которых в будущем будет состоять наша крона, будут накладываться внизу справа. Поправка лишь в том, что там же будут иметься небольшие подсветки – светлые полосы рефлекса по контурам шаров. Вот по таким нехитрым правилам мы затеняем наши сферы штриховкой.
Важный момент. Чтобы крона не получилась плоской, нужно помнить, что какие-то шары кроны будут ближе к нам, а какие-то – дальше. И затеняться они будут тоже по-разному. Одни шары освещаются лучше, но закрывают свет для других. Это относится к тем шарам, которые как раз слева вверху. Помните о том, что в совокупности все наши сферы – одна геометрическая фигура!
Дальше всё довольно просто. Мы как бы дробим наши сферы на отдельные элементы, прорисовывая на них отдельные пучки листвы, а если вы рисуете на более крупных форматах, то и сами листья. Всё делаем по тем же правилам затенения, что и на исходных сферах.
В конце концов у нас должно получиться примерно вот так. Теперь у нас не просто непонятные шарики на ветках, а почти настоящее дерево! Если вы внимательно и последовательно следовали инструкциям, то никогда не ошибётесь в итоге.
Важное замечание. Если вы теперь отдалите окончательный рисунок от глаз, он всё равно будет выглядеть довольно объёмным. Это именно крона дерева, а не какая-то плоская листва. Это как раз результат правильного подхода к делу.
Второй пример, о котором я хотел бы рассказать, это рисование дредов. Между прочим, очень характерный случай, в том числе и для тех, кто не совсем понимает, как правильно рисовать волосы.
Казалось бы, волосы-то тут причём, ведь они невероятно тонкие, а дреды – этакие толстенькие колбаски! Но тут вся хитрость в том, что каждый отдельный дред и каждая волосинка в отдельности – это, по сути, одинаковые объекты. И те, и другие имеют цилиндрическую форму и затеняются по одинаковым правилам, только масштабы у них сильно разнятся.
Если тут начинать наносить тона, то точно так же, как на плотно стоящих друг к другу цилиндрах. Только помним о том, что какие-то волосы будут ближе, а какие-то дальше. Это не обязательно могут быть дреды. Даже обычные волосы часто лежат отдельными прядями или пучками, и рисуются точно по таким же правилам.
Важную роль здесь играет именно грамотное затенение. Его-то и нужно наносить согласно правилам, полученным в художественных школах. Помним про гипсовые цилиндры и конусы?
Далее я в целом раскидал тона в волосках, которые выглядят будто при сильном увеличении. Напоминает щупальца, правда?
В конце я всё же добавил деталей и получились почти настоящие дреды! Обратите внимание, что общую детализацию затенений я не нарушил. Пучки волос получились именно цилиндрической формы.
Те простые правила, о которых я сегодня рассказал, работают в отношении любых предметов. Если понимать их и при этом правильно смотреть на вещи вокруг, вы откроете целую вселенную объектов, которые под определённым углом всегда можно представить как совокупность простых форм. Ведь, по сути, даже слона или медведя можно научить рисовать, но настоящего художника отличает от рисовальщика то, что он не просто смотрит на мир, но и видит его скрытую сущность.
Автор статьи — @yurchello