В галерее Ильи Глазунова
История этой известной художественной галереи началась более 20-ти лет назад. В 1997 году к памятной дате Илья Глазунов подарил столице более 300 своих полотен. Власти Москвы в том же году распорядились выделить здание, в котором после реконструкции расположилась бы галерея. Выбор пал на строение под номером 13 на Волхонке, как раз напротив музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Реконструкция здания получилась весьма затратной, превысив в четыре раза первоначальную смету. Сам Илья Глазунов так вспоминал этот этап:
...фактически это был не дом, а руина. А когда-то в этом самом Доме науки и техники на Волхонке, 13, была моя выставка. И я как человек, выросший в Петербурге и любящий архитектуру, сам создал проект как внутреннего убранства, так и экстерьера.
У этого особняка на Волхонке почти двухсотлетняя история. Начиная с XVIII века представительный дом и прилегающий участок земли, включая территорию, идущую вниз к Москва-реке, принадлежал Нарышкиным. Предположительно особняк был построен для них архитектором Григорьевым в 1812 году. В дальнейшем Нарышкины многократно перестраивали родовое гнездо. После 1917 года помещения дома поделили на коммунальные квартиры, а к 70-м годам ХХ века в здании располагался кинозал при Доме науки и техники.
Поэтому легко можно представить плачевное состояние особняка на рубеже столетий. К счастью, летом 2004 года все работы по реконструкции помещений были закончены, и 31 августа состоялось открытие Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова. В настоящее время это один из наиболее примечательных музеев в самом центре нашей столицы, в исторической её части.
Сегодня в экспозиции музея представлены более 700 полотен художника с мировым именем, награждённого “Золотой медалью Пикассо” за особый вклад в мировую культуру. Галерея уникальна рядом художественных образов, созданных мастером в период с конца 50-х годов ХХ века до наших дней.
В залах музея представлены монументальные полотна, среди которых наиболее известны “Мистерия ХХ века”, “Вечная Россия”, “Рынок нашей демократии”, “Великий эксперимент”.
Особый интерес вызывают иллюстрации к известным произведениям русской классики. Зарисовки к Достоевскому, Лермонтову, Лескову, Куприну, Блоку сопровождаются выдержками из произведений. Идёшь вдоль картин и перед глазами встают литературные образы со страниц хорошо знакомых книг.
Далее в галерее расположен целый ряд картин на библейские сюжеты, цикл работ “Город”, портреты современников, эскизы костюмов и театральных декораций к операм Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина, архитектурные проекты.
Сумрачная атмосфера залов переносит по ощущениям как минимум в XIX век. Бронзовые светильники, местами низкие потолки помещений, помпезная парадная лестница, мозаичный рисунок пола...
Впечатление своеобразное. Ты попал не то в замок с портретами пращуров, не то мистические личности пристально наблюдают за твоими передвижениями с полотен старинного особняка. Тут и там в отделке интерьеров, в бархате обивки, в тусклых отсветах бронзы видятся зыбкие тени ушедших веков.
Для тех, кто лишь знакомится с работами и творчеством Ильи Глазунова, работники музея предлагают цикл тематических экскурсий, среди которых наиболее интересны, на мой взгляд, “Сергей Радонежский” и “Поле Куликово”, “Святая Русь”, “Человек и город”, “Глазунов – театральный художник”.
В 2006 году правительством Москвы было принято решение о восстановлении соседнего с картинной галереей помещения с целью расширения площадей музея. К этому событию художник подготовил к передаче свою коллекцию русской и европейской живописи, иконы XV-XX веков, раритетные книги, гравюры, коллекционные часы и старинную мебель.
К лету 2017 года новое помещение было открыто для посетителей. Музей, расположившийся на этой территории, получил название “Музей сословий России”. По большей части в экспозиции собраны предметы быта и народного творчества, переданные Ильёй Глазуновым.
Жизнь художника была такой насыщенной, что удивляешься, глядя на фотогалерею: вот он в окопах Никарагуа, вот на сцене Большого театра, а вот рядом с монаршими особами, с Патриархом, с Папой Римским. Глазунов был знаком с Индирой Ганди, королём Испании и президентом Италии.
Талант этого человека многогранен. Архитектор, художник, ректор, публицист и общественный деятель – о феномене Глазунова часто писала пресса.
11 июля 2017 года, в день прощания с Ильёй Глазуновым, двери музея были открыты для всех желающих, а в книге памяти можно было оставить слова признательности большому человеку и художнику, оставившему для нас бесценное наследие.
Все фотографии без активных ссылок авторские
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Галерея Ильи Глазунова
Картинная галерея Ильи Глазунова
Галерея Ильи Глазунова