Василий Садовников – художник, который превращал Петербург в шедевры
Добрый вечер всем ценителям искусства!
С вами @annaart. Сегодня я хочу рассказать об акварелисте Василии Семёновиче Садовникове, который завоевал своими картинами всероссийскую славу.
Несколько фактов из жизни художника
Василий Садовников родился в 1800 году в Петербурге. Его семья принадлежала к сословию крепостных княгини Натальи Голицыной.
Рисованием начал увлекаться еще в раннем детстве. На рисунках воспроизводил окружающую действительность родного города, самостоятельно пробуя разные приемы и техники письма.
В 23-летнем возрасте Садовников по приглашению Императорского общества поощрения художеств принял участие в росписи литографированных видов Петербурга и окрестностей. Эта работа дала возможность молодому художнику не только проявить свой талант, но и наладить деловые связи со многими известными мастерами живописи и литографами.
Вольную живописец получил лишь после смерти Голицыной. К тому моменту Василию было 38 лет и его творчество пользовалось популярностью и достаточно высоко оценивалось.
По мнению многих искусствоведов, официального художественного образования Садовников не получал, но звание свободного неклассного художника за многочисленные труды ему все-таки было присвоено. Однако есть также мнение, что живописец учился в Академии художеств под руководством Максима Воробьева, а в 52 года даже стал академиком.
Умер мастер в 1879 году в родной северной столице.
Творчество
Чаще всего Садовников изображал прекрасные виды Петербурга. Это была его любимая тематика. Еще в ранний период творчества он фотографически точно показал столицу времен Пушкина и Гоголя.
Мастерство акварелиста Василий приобрел при росписи чужих гравюр и литографий. По заказам императоров Николая I и Александра II создал огромное количество видов Зимнего дворца как внутри, так и снаружи.
Также художник много рисовал для «Памятной книжки», которую издавал Генеральный Штаб.
Изображал все мельчайшие детали интерьеров...
Но больше всего известна его «Панорама Невского проспекта» – 16-метровое акварельное полотно, позже также переведенное на литографский камень.
В путешествиях он писал открывающиеся архитектурные виды многих других городов России.
На протяжении всей жизни манера письма Василия менялась несколько раз. Большинство художественных аналитиков уверяет, что его самые удачные работы были выполнены до получения вольной и звания свободного художника. Это связано с тем, что в последующие годы Василий не так тщательно прорабатывал детали. При этом рисунки Садовникова стали излишне открыты, а оттенки цветов – чрезмерно яркими.
Сегодня большинство картин акварелиста можно найти в Эрмитаже, но некоторые работы также представлены в других крупных музеях страны.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Василий Семёнович Садовников
Русская живопись. Садовников Василий Семенович
Крепостной художник. Как Василий Садовников превращал Петербург в шедевры
10 марта 1879 года умер Василий Семёнович Садовников