Виктор Васнецов – предвестник русского модерна

Здравствуйте, дорогие коллеги и читатели художественного сообщества!

С вами @ksenia-v. Сегодня я хочу рассказать о художнике, картины которого известны всем с детства. Помните «Алёнушку» в Букваре? Это Bиктор Васнецов.

Виктор родился в отдаленном селе Лопьял Вятской губернии в 1848 году. Он был вторым ребенком из шести в семье. Его отец Михаил Васильевич Васнецов был священником, а дед иконописцем. Два из трёх сыновей Михаила Васнецова – Виктор и Аполлинарий – стали замечательными художниками, третий – школьным учителем.

Именно в Лопьяле Виктор начал рисовать. В основном это были пейзажи и сцены деревенской жизни.

«Царевна-лягушка»,1918

С десятилетнего возраста Виктор учился в семинарии в Вятке, каждое лето приезжая со своей семьей в богатую торговую деревню Рябово. Он также помогал ссыльному польскому художнику Эльвиро Андриолли исполнить фрески для Вятского собора Александра Невского.

Закончив семинарию, Васнецов решил переехать в Санкт-Петербург для изучения искусства. Он выставил на аукцион свои картины, чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в российскую столицу. В августе 1867 года Виктор поступил в Императорскую Академию художеств. Подружился с Иваном Крамским, почитая его, как своего учителя. Также дружил со своим однокурсником Ильей Ефимовичем Репиным.

Васнецов, чье имя связано с историческими и мифологическими картинами, изначально избегал таких тем любой ценой. За графическую композицию «Христос и Понтий Пилат перед народом» Академия присудила ему серебряную медаль.

В начале 1870-х годов Васнецов исполнил много гравюр, изображающих современную жизнь. Две из них принесли ему бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне (1874 г.). В этот период художник также начал создавать жанровые картины. Такие произведения, как «Крестьянские певцы» (1873 г.) и «Передвижной дом» (1876 г.), были тепло встречены демократическими кругами российского общества.

В 1876 году Репин пригласил Васнецова присоединиться к колонии передвижников в Париже. В этот период он написал большое полотно «Акробаты» и выставил некоторые из своих работ в Салоне.

«Акробаты», 1877

В конце 1870-х годов Васнецов сосредоточился на иллюстрациях к русским сказкам и былинам. В это время им были написаны некоторые из наиболее известных произведений: «Три царевны подземного царства» (1884) и «Аленушка». Многие радикальные критики отвергли их, как «подрыв реалистических принципов передвижников». Даже такой знаток, как Павел Михайлович Третьяков, отказался их покупать.

«Снегурочка», 1899

В 1884-1889 годах Васнецову был дан заказ на фрески в Киевском кафедральном соборе Святого Владимира. Это была сложная работа, которая противоречила как русским, так и западным традициям религиозной живописи.

«Крещение Князя Владимира»

Влиятельный искусствовед Владимир Стасов назвал их кощунственной игрой с религиозными чувствами русского народа. А популярный критик Дмитрий Философов назвал эти фрески «первым мостом за 200-летнюю пропасть, разделяющую разные классы российского общества».

«Богоматерь с младенцем» во Владимирском соборе в Киеве

Живя в Киеве, Васнецов подружился с Михаилом Врубелем, который также участвовал в оформлении собора. Пока они работали вместе, Виктор многому учил молодого художника.

Следующие два десятилетия были результативными для Васнецова. В этот период он всё чаще обращался к другим СМИ. В 1897 году он сотрудничал со своим братом Аполлинарием по театральной постановке оперы Римского-Корсакова «Садко».

«Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника», 1897

На рубеже веков Васнецов разработал свой "сказочный" стиль русской возрождающейся архитектуры. Его первая прославленная работа – церковь в Абрамцево (1882 г.), выполненная совместно с Василием Поленовым.

Васненцов писал:

Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна…, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…

Церковь Спаса Нерукотворного в подмосковном музее-усадьбе Абрамцево

В 1894 году художник создал собственный особняк в Москве, а в 1898-м – российский павильон Всемирной ярмарки в Париже. Наконец, в 1904 году Васнецов разработал самое известное из его «сказочных» зданий – Третьяковскую галерею.

Между 1906 и 1911 годами Виктор работал над дизайном мозаики для Александро-Невского собора в Варшавe.

«Кощей Бессмертный», 1926

Умер художник в Москве в 1926 году.

Источники изображений: 1, 2, 3


Автор статьи @ksenia-v


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

vp-paintingvox-populiживописьpainting-artistискусство
389
232.491 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
389
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые