Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

«Впечатлительные» художники [Рубрика «Тематическая подборка картин»]

Полагаю, вряд ли найдётся хоть один художник, которого можно было бы назвать невпечатлительным. Потому они и идут в искусство, чтобы передать другим свои собственные впечатления – то, что восхитило, испугало, тронуло до души. Это может быть что угодно: улыбка ребёнка, волнующее событие, чарующий пейзаж, да любая деталь, чем-то зацепившая взгляд мастера, рождая в его воображении сюжет, который так и просится на холст.

Кто-то из художников пишет свою радость, наблюдая, как весело резвятся его дети, гоняясь за бабочкой в саду:

Дочери художника, гонящиеся за бабочкой. Томас Гейнсборо, 1756 г.

Замечательный английский художник Томас Гейнсборо (1727-1788 гг.) имел очень живое воображение и с ранних лет стремился запечатлеть в фигурках или рисунках всё, что его восхищало. В округе не было, наверное, ни одного деревца, которое бы он не пытался зарисовать. Уже будучи взрослым, он более тяготел к пейзажам, но в те времена они не пользовались особой популярностью. И он нашёл выход: портреты людей, которых он писал, часто были изображены на фоне природы.

Портрет женщины, возможно из семьи Лойд, 1750 г.

И, как истинный художник, он не мог не писать то, что его поразило:

Деревенская девочка с собакой и кувшином, 1785 г.

Портрет деревенской девочки, так резко контрастирующий с портретом его собственных детей. Рваная одежда, надбитый кувшин, босые ноги, задумчивый и какой-то уж совсем не детский взгляд. И щенок – как самое большое богатство в её жизни.

Впечатление иного рода вдохновило Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 гг.) на написание картины «Мученичество Святого Матфея»:

Мученичество Святого Матфея, 1600 г.

По некоторым сведениям, буйного художника периодически бросали в застенки за разного рода хулиганские выходки. И однажды он оказался сокамерником самого Джордано Бруно. Хотя совместная камерная жизнь длилась лишь трое суток, этого оказалось достаточно, чтобы арестованному философу удалось произвести неизгладимое впечатление на живописца смелостью полёта своей мысли. Повествуют, будто бы Караваджо присутствовал и на казни опального монаха в 1600 году. Когда же один из его собратьев по кисти в момент возгорания костра схватил карандаш и начал делать зарисовку, он гневно выхватил его из рук рисующего.

Картина же была призвана показать ужас смерти. И акцент был сделан не на фигуре святого, а на убийце, его действе и на том, как буквально волнами растекается страх от свершаемого.

Учитель живописи самих императорских особ, русский живописец немецкого происхождения – Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох (1841-1910 гг.) – был до глубины души поражён безысходностью крестьянского быта:

У люльки (Больное дитя), 1875 г.

Он часто писал картины их нищенского существования, в которых иногда мелькали редкие проблески маленьких радостей:

Девочка с цветами, 1883 г.

Чтобы хоть как-то помочь, он на собственные деньги вырыл колодец в деревне, которая была неподалёку от его дачи, избавив людей от необходимости пить воду из ручьёв (не всегда чистых). Часто давал крестьянам деньги, отстраивал дома погорельцам. Вот такая вот впечатлительность!

А первая половина XIX века ознаменована впечатлениями от поездок по железной дороге. В один из ненастных дней британский художник Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851 гг.), находясь в одном из вагонов, решил выглянуть в окно в момент проезда по Мейденхедскому виадуку. Вокруг был густой туман, сквозь который едва виднелась Темза, ветер в лицо и скорость (большая для тех времён) – всё это так и рвалось на полотно, которое живописец и создал впоследствии:

Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога, 1844 г.

Правда, на ней изображён иной ракурс, но ведь не это главное, а то, как передано настроение. Это для нас сейчас поезда не представляют никакого интереса, кроме как средства передвижения, а тогда… Паровоз на картине словно вырывается из тумана, олицетворяющего будто старый век, и влетает в век новый – век техники!

Кстати, импрессионисты очень любили и уважали эту картину, которая была в чём-то предвестником нового течения в живописи. Именно это течение и стало попыткой изобразить впечатление не столько сюжетом, сколько игрой цвета. Я бы сказала – написать настроение.

Таким вот художником настроения был Клод Моне (1840-1926 гг.). И это правда. Плохая погода за окном могла буквально испортить ему настроение, так как писать он любил в солнечную погоду:

Клумбы в Везеле, 1881 г.

Его волновала игра света и тени, солнечных бликов, переливы цвета:

Садовая дорожка, 1902 г.

И характер у художника был такой же яркий, вспыльчивый. Однажды, когда явившиеся кредиторы поняли, что описывать у него нечего, они хотели изъять в счёт долга картины. Моне предпочёл их сжечь.

Большим специалистом по впечатлениям, конечно же, является природа-матушка. У неё в запасе всегда найдётся что-нибудь эдакое, от чего и дыхание может перехватить. Художнику нужно лишь увидеть, как увидел удивительную радугу Алексей Саврасов (1830-1897 гг.):

Пейзаж с радугой, 1881 г.

Потрясающая дуга словно вырывается откуда-то из перелеска и исчезает в послегрозовом небе. Она – как предвестник солнца вместе с белыми птицами, вьющимися под небесным мостом. Изображение вроде бы статично, но в то же время полно динамики, будто слышны ещё раскаты удаляющегося грома.

И совсем по-другому выглядит пейзаж с сосной:

Пейзаж с сосной, 1854 г.

Тихая погода, спокойная речушка, расцвеченное то ли восходящим, то ли заходящим солнцем небо, птицы вдалеке – нашёптывают покой и умиротворение. Так и хочется взобраться на ближний камень и просто любоваться миром, свободным от повседневной суеты.

Совсем другая тишина на картинах Александра Борисова (1866-1934 гг.). Он был первым, кто поэтизировал своей кистью Арктические просторы:

Весна полярной ночью, 1897 г.

Художник был поистине певцом Севера, выросшим в этом суровом краю и запечатлевшим его дивную красоту для нас:

На Мурмане. Близ гавани, 1896 г.

Он принимал участие в исследовательских экспедициях, где должен был зарисовывать береговые линии, бухты, гавани, но помимо этого привёз ещё и массу впечатлений, которые превратил в живописные полотна. Это его заслуга, что на Новой Земле по сей день звучат имена талантливейших русских художников в названиях возвышенностей, мысов, ледников: Куинджи и Крамского, Шишкина и Васнецова, Верещагина и даже Третьякова. Чтобы помнили.

Надеюсь, вам были интересны впечатления, подаренные замечательными живописцами. Всем приятного просмотра!

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием

Источники и дополнительные ссылки по теме:

100 великих художников. Д. К. Самин
Кирилл Лемох – талантливый жанровый живописец
Караваджо
Все художники. Клод Моне


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

33
267.408 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые