«Я думаю исключительно символом линий и красок». Марианна Верёвкина
«Искусство не для того, чтобы продавать картины, а для того, чтобы было кому понимать, что на свете творится и что говорят вещи, и чем дышит земля, и что кроется в жизни. И это знание, мучительное и сладкое, властное и убивающее, ненужное и единственно ценное, и есть самый большой дар человеку от Бога». (Марианна Веревкина)
Марианна Владимировна Веревкина родилась в 1860 году в Туле. Ее отец был крупным военачальником, а мать занималась иконописью и портретной живописью.
В детстве Марианна часто болела, и именно в это время начала проявлять интерес к рисованию. Развить её талант и способности помогла мать.
В 16 лет Веревкина окончила Мариинское высшее женское училище в Вильно. Позже брала частные уроки у известного художника Иллариона Пряшникова в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и занималась натюрмортом под руководством Василия Поленова.
По долгу военной службы отец Марианны был вынужден часто менять место жительства. После смерти матери и назначения отца комендантом Петропавловской крепости, семья переехала в Петебрург.
В северной столице юная художница познакомилась с Ильей Репиным и, вдохновившись его творчеством, продолжила занятия в его мастерской. Живописец не только поощрял ее талант, но и знакомил с искусством европейских художников.
В 28-летнем возрасте во время охоты с Марианной произошел несчастный случай – она прострелила себе правую руку. Однако заниматься любимым делом художница не перестала. Работала левой рукой и училась держать кисть между средним и безымянным пальцем правой.
Через несколько лет в мастерской своего наставника Веревкина познакомилась с одним из учеников Репина – Алексеем Явленским, который вскоре стал ее возлюбленным.
Постепенно к художнице пришла слава. Она начала принимать участие в выставках, часто получала заказы. Репин называл Веревкину «русским Рембрандтом», а также сравнивал её с величайшими испанскими живописцами Веласкесом и Франсиско де Сурбараном.
После смерти отца Марианна переехала с Явленским в Мюнхен и практически 10 лет не брала в руки кисть. Она уверовала в талант возлюбленного и разработала теорию, что мужчина должен заниматься творчеством, а женщина – вдохновлять и обучать. Все мысли по этому поводу Марианна изложила в дневнике «Письма к неизвестному». Кроме того, пенсия, которую Веревкина получала как дочь коменданта крепости, позволила паре часто путешествовать по Европе, в полной мере изучая искусство.
К моменту, когда художница решила возобновить художественную деятельность, у нее появилось множество деловых связей, в том числе с немецкими художниками. С некоторыми из них, а также с Явленским и Кандинским она основала «Новое Мюнхенское художественное объединение», участники которого обменивались впечатлениями о направлениях в искусстве и обсуждали собственные картины.
Произведения Марианны значительно изменились: она начала писать грифельным карандашом и тушью.
В пик своего творчества художница вышла из «Нового Мюнхенского художественного объединения» и все чаще стала выставлять свои работы совместно с обществом «Синий всадник», которое создал Кандинский.
Первая мировая война послужила причиной эмиграции пары в Швейцарию. Здесь их отношения усложнились и через 7 лет они окончательно расстались.
Веревкина полностью посвятила себя творчеству. Она создала еще одно художественное объединение «Большая медведица», а также организовала Музей современного искусства.
В последние годы жизни художница часто болела, а потому рисовать ей удавалось редко. Пенсию отца она уже не получала, а старые произведения перестали пользоваться спросом.
Умерла Марианна в 1938 году в Асконе. В последний путь её провожал весь город.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием