Жанровые картины Фирса Журавлева
Добрый вечер, коллеги и читатели сообщества!
С вами @ksenia-v. Сегодня я хочу рассказать о незаслуженно забытом русском жанристе Фирсе Журавлеве.
Родина Фирса Сергеевича Журавлева – Саратов. Его родители не были богатыми. Учился он в Императорской Академии художеств под руководством Тимолеона фон Неффа и Фиделио Бруни. По его просьбе об отчислении был исключен со званием художника второй степени.
Совместно с Крамским создал на Васильевском острове так называемую Артель – группу художников. Ее участники образовали своего рода коммуну, где сообща занимались живописью и вели общее хозяйство. Некоторые из его будущих организаторов были изгнаны из Петербургской Академии художеств из-за «бунта четырнадцати». В восстании против ежегодного конкурса Академии студенты отказались рисовать экзамен по заданной им теме.
Фирс также преподавал рисование в Обществе поощрения искусств (1866, 1871-1872). С 1862 по 1874 гг. художник находился под полицейским надзором за связи с революционными группами, а также, возможно, из-за социальной критики, присущей многим его картинам о крестьянской жизни.
Первая выставка художника в Академии состоялась в 1868 году, а шесть лет спустя демонстрация его работы принесла Фирсу звание академика. В 1888 и 1889 годах экспонировал свои картины на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, но так и не присоединился к передвижникам.
Журавлев – автор фресок в Рождественском соборе в Риге, а также создал мозаику для храма Спас на Крови.
Тема брачных отношений интересовала многих художников, например, Пукирева и Федотова. Она была связана с общественным явлением, находившемся в то время в центре внимания, – борьбой за женскую эмансипацию.
Здесь пeред зрителем происходит романтическая трагедия – молодая новобрачная в слезах.
Неравный брак – частое явление в те времена. Молодой хорошенькой даме предназначена судьба супруги немолодого и нелюбимого мужа. Вероятно, ее будущий супруг обеспечен, однако, к сожалению, брак заключается не по согласию.
Эту картину художник повторял много раз, и она имела большой успех.
«Жена-модница» является очень интересным образцом необычной (в то время даже новаторской) интерпретации темы неравного брака. Картина имела еще одно название – «Сборы на бал». Жена перед выходом в свет проводит «генеральную репетицию» – демонстрирует себя мужу, который не может оторваться от письменного стола. Ее сияющее жемчужным блеском платье с модными деталями – само по себе произведение искусства. И ею действительно нельзя не любоваться. Но восхищение женщины отнюдь не эстетическое. Оно, судя по выражению лица и позы, является проявлением самовлюбленности. Поэтому декоративный эффект замечательного бального платья подчеркивает диссонанс его сочетания с интерьером, неуместность присутствия жены в кабинете среди книг.
Обстановка комнаты составляет важный элемент произведения. Будуар жены и кабинет мужа – это знаки мировосприятия. Журавлев показал неравный брак не в возрастном (как в "Неравном браке" В. Пукирева) или социальном (как в "Сватовстве майора" П. Федотова) отношении, а в духовном. Такое решение темы почти не встречается в творчестве других мастеров живописи XIX века.
Умер художник в 1901 году. После его смерти вдова подарила несколько картин Фирса Саратовскому художественному музею.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Фирс Сергеевич Журавлёв
Семен Экштут «Шайка передвижников. История одного творческого союза»
Журавлев Фирс Сергеевич. Картины и биография