Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Женщины эпохи французской революции. Часть 2 [Рубрика «Тематическая подборка картин»]

Читать 1 часть

Другая женщина имела к Великой французской революции достаточно опосредованное отношение, оказавшись женой соратника Робеспьера – Камилла Демулена.

Анна-Люсиль-Филиппа Ларидон-Дюплесси (1770-1794 гг.)

Люсиль Демулен

Её портрет был написан в самый счастливый период её жизни – в год свадьбы с любимым человеком. Автор портрета – Луи-Леопольд Буальи был художником-самоучкой и писать начал в двенадцать лет. Преимущественно это были портреты представителей среднего класса.

Со своим будущим мужем Люсиль познакомилась, когда ей было всего лишь десять лет, и к 17-ти годам она уже совершенно была в него влюблена. Однако отец девушки был категорически против этой партии и потребовалось три года, чтобы сломить его сопротивление. Молодые люди венчались 29 декабря 1790 года. Одними из свидетелей были Максимилиан Робеспьер и Жак-Пьер Бриссо (жирондист) – будущие противники на революционном поприще. Через два года у молодожёнов родился сын Орас и, казалось, ничто не может затмить их тихое семейное счастье.

Портрет Камилла Демулена с семьёй

Один из самых счастливых моментов семьи Демуленов запечатлел Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) – выдающийся представитель французского неоклассицизма, художник и активный участник революции, примкнувший к монтаньярам. Его желанием было увековечить лики революционеров. В связи с этим немного предыстории.

Камилл Демулен был именно тем человеком, который 12.07.1789 года на дворцовой площади Парижа Пале-Рояль призвал толпу к оружию. Именно он водрузил на свою шляпу зелёный листок, как символ надежды, и чтобы восставшие могли отличать своих от врагов. Это был первый шаг к падению Бастилии.

Взятие Бастилии

Что и запечатлел в акварели Жан-Пьер Луи Лоран Уэль (1735-1813 гг.) – французский художник, переживший двух Людовиков – XV и XVI-го, Великую французскую революцию, и заставший начало Наполеоновской империи.

В публикации La France libre («Свободная Франция») Камилл Демулен провозгласил требование республики. После августовских событий 1792 года, когда был окончательно свергнут король Людовик XVI, жена Демулена – Люсиль записала в своём дневнике: «Мы хотим быть свободными. Ах, боже, как дорого приходится платить за это!»

Камилл был назначен секретарём нового министра юстиции Дантона. Во время процесса над королём он требовал казни последнего. А позднее сыграл гибельную роль в падении жирондистов, что не помешало ему и самому угодить на гильотину. Он вдруг стал печатать в своём журнале Le Vieux Cordelier («Старый Кордельер») призывы к милосердию. Может быть, семейная идиллия в кругу любимых жены и сына смягчили его мятущуюся душу революционера, но это навлекло на Демулена обвинения в уклонительстве, а со временем и в склонности к буржуазности и предательстве идеалов революции.

Люсиль Демулен использовала все возможности, чтобы спасти мужа, но кто может, и мог бы вступиться, не рискнули этого делать. Письма к Робеспьеру то ли не дошли, то ли всего-навсего не тронули его каменное сердце. Тогда женщина развернула бурную деятельность по спасению любимого, пуская в ход даже подкуп. Но была предана и арестована.

05.04.1794 г. – Камилл, перед гильотиной (со слов палача) пробормотал: «Моя награда, моя награда». А до того, как на него обрушилось лезвие, воскликнул: «Люсиль!»

13.04.1794 г. была казнена Люсиль Демулен. В последний миг своей жизни она с улыбкой произнесла: «Наконец-то, я снова увижу тебя, о, мой Камилл!»

Третья женщина вошла в историю, как убийца Марата – одного из лидеров Великой французской революции и идейного вдохновителя террора.

Мари-Анна Шарлотта Корде д'Армон (1768-1793 гг.)

Шарлотта Корде

Жан-Жак Гойер (1751-1829 гг.) начал писать её портрет во время следствия над девушкой. Они помногу беседовали и на прощание Шарлотта даже отрезала свой локон в подарок.

Мари-Анна Шарлотта родилась в дворянской семье, но поскольку род не мог похвастать знатностью и положением, воспитываться ей пришлось не в привилегированном пансионе при аббатстве бенедиктинцев Святой троицы. Но ей повезло, так как здесь позволялось читать литературу не только религиозного толка, но и труды философской направленности. По свидетельству тех, кто её знал, девушка не помышляла о создании семьи, много читала, в том числе и на революционную тематику.

По своим убеждениям Шарлотта относила себя к республиканцам, но террор ей претил. После ряда казней она написала своей подруге: «Люди, обещавшие нам свободу, убили её. Они – всего лишь палачи». Городок Кан, в котором она жила, на тот момент стал оплотом жирондистов, находившихся в противостоянии монтаньярам. Видимо, всё, что происходило вокруг, так подействовало на девушку, что она решила предпринять хоть какие-то шаги, лишь бы остановить террор. Смерть Марата казалась ей выходом.

Под надуманным предлогом: якобы попытаться устроить судьбу подруги, которая оказалась в бедственном положении, она получила рекомендательное письмо к жирондистам в Парижском конвенте и отправилась в путь. Прибыв в Париж, Шарлотта оставила несколько писем, в одном из которых написала: «…убивая Марата, я не нарушаю законов. Осуждённый вселенной, он стоит вне закона».

Чтобы добиться встречи с Маратом, она сообщила, будто намерена вручить лично ему списки врагов народа, обустроившихся в её городе. На то время Марат сильно страдал от экземы. Облегчение ему приносило лишь принятие ванны, поэтому и посетителей он принимал там.

13.07.1793 г. Шарлотта Корде получила приглашение на аудиенцию. По пути она прикупила кухонный нож в одной из лавок. Во время встречи девушка рассказала о жирондистской партии в Кане и их планах. Марат же пообещал, что все они отправятся на гильотину. Вот тогда-то Шарлотта и вонзила нож, тотчас убив его.

Шарлотта Корде после убийства Марата

Поль Жак Эме Бодри (1828-1886 гг.) – французский представитель академизма, сын башмачника, получивший муниципальную стипендию и ставший учеником Национальной высшей школы изящных искусств и всегда предпочитавший мифологическую тематику, единожды обратился к исторической теме, написав картину «Шарлотта Корде после убийства Марата».

Девушка была схвачена сразу же и чудом оказалась не растерзана разъярённой толпой фанатичных последователей Марата.

Арест Шарлотты Корде

Анри Шеффер (1795-1858 гг.), родители которого оба были художниками, происходил родом из Голландии, хотя и стал французским живописцем на историческую и жанровую тематику. На его полотне момент ареста Корде.

Несмотря на заверения Шарлотты, что убийство было спланировано ею в одиночку, были произведены аресты и последующие за ними казни. Вот так террор породил новый террор, приведший к последующему террору – замкнутый круг.

В ходе суда Шарлотта держалась достойно и спокойно восприняла приговор. Её казнили 17.07.1793 года. На ней была красная рубаха, в которую по традиции одевали отравителей и наёмных убийц.

Гойер пишет портрет Шарлотты Корде

Такой её представлял малоизвестный французский художник Эмри Дюшене.

Вот такие три разные судьбы с одинаково печальным исходом, ещё раз подтверждающим изречение «Революция пожирает своих детей».

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Мадам Ролан, любящая рассудком. Николаев Н. Н. «100 великих загадок Франции»
Манон Ролан
Террор против террора. Как юная девушка убила легенду революции
Камилл Демулен – журналист Великой французской революции
Камилл Демулен
Госпожа Ролан изгоняет короля Людовика XVI


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

8
353.717 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые