Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Женские лики Древней Греции [Рубрика «Тематическая подборка картин»]

Стоило мне раньше произнести слова «Древняя Греция», как сразу же представлялись щедро залитые солнцем улицы Афин с великолепными храмами, наполненных потрясающими ваяниями греческих богов и богинь. Примерно так, как на полотне Лео фон Кленца (1784-1864 гг.) – немецкого представителя классицизма, основавшего стиль неогрек – архитектурный стиль, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам:

Акрополь

Спорящие между собой то тут, то там сторонники разных философских школ, или возносящие свои гимны, подобно пифагорейцам с картины Фёдора Бронникова (1827-1902 гг.) – профессора исторической живописи:

Пифагорейцы поют гимн восходящему солнцу

И, конечно же, афинская демократия. Та самая, которая и служила вечным ориентиром борцам за права и свободы граждан. Вот тут-то и стоить вспомнить, что понятие «демос» (в период зарождения афинской демократии) включало в себя свободных граждан, которые обладали гражданскими правами, в противовес рабам и широким слоям вполне себе неполноправного народа. И женщины, кстати, входили в категорию последних.

Довольно длительный период (во всяком случае во времена Плутарха точно) греческим женщинам запрещалось выходить из дома днём. А ночью лишь в экипаже и с факелом. Она не могла распоряжаться ничем: ни имуществом, ни собой. Отцы продавали своих дочерей, как товар, а мужья даже могли ими обмениваться.

Может, им повезло в любви? Отнюдь. Образец философской мысли Древней Греции – Плутарх (46-127 гг.) изрёк: «…с честной женщиной вовсе нельзя жить в одно и то же время, как с супругой и как с гетерой». Несколько ранее его знаменитый оратор Демосфен (384-322 гг. до н.э.) заявил: «...мы имеем гетер для душевных наслаждений, прелестниц (читай: девушки из публичного дома) – для грубых ласк, и законных жён – для поддержания нашего рода и имени». Вот так: жена, как инкубатор.

Даже сын смел заткнуть рот матери, пример тому – Гомеровская Одиссея. Когда Одиссей вернулся, его, разумеется, признали не сразу (шутка ли – двадцать лет отсутствия!), даже жена. Чтобы удостовериться в его словах, Пенелопа велела дать ему мужнин лук, который никто не мог натянуть, кроме самого Одиссея. Но сын её – Телемах – осадил мать словами: «…дать ли, не дать ли его, я один лишь на это право имею…, но удались: занимайся, как должно, порядком хозяйства, пряжей, тканьём, …судить же о луке – не женское дело». Вот она – сыновняя благодарность за двадцать лет самоотверженности!

Пенелопа

Данте Габриэль Россетти (1828-1882 гг.) как раз и изобразил её, сидящей у ткацкого станка. Согласно Гомеру, в результате длительного отсутствия Одиссея к Пенелопе набежало женихов, требующих выйти за кого-нибудь из них замуж (ведь женщина не могла сама собой распоряжаться), и она пообещала сделать свой выбор, как только сплетёт ковёр. А по ночам она его распускала.

Примерно в такой атмосфере зарождается поэтический гений Сапфо (630-570 гг до н.э.) – древнегреческая поэтесса и музыкант.

Фреска с изображением, именуемым Сапфо. Примерно 55-79 гг

Именно она стала автором песенной лирики. Девушка родилась в аристократической семье и уже с детских лет сочиняла гимны для Термийских панегирий – празднества, посвящённого богине водных источников – Артемиде Термии с острова Лесбос. Её современник поэт Алкней, прославившийся ещё и воинской храбростью, писал о ней:

Сапфо фиалкокудрая, чистая
С улыбкой нежной!
Очень мне хочется сказать тебе кое-что тихонько,
Только не смею: стыд мешает.

Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912 гг.) – английский художник с нидерландскими корнями – был большим любителем исторической тематики. Из своих 408 полотен, 300 он посвятил античности, не обойдя вниманием талантливую Сапфо:

Сапфо и Алкней

В результате войн между афинянами и митиленцами, которой являлась и Сапфо, её семье пришлось бежать на Сицилию. По возвращении домой она создаёт школу гетер. Дело в том, что гетеры были гораздо более свободны в своих правах, в сравнении с просто замужними женщинами. Выпускницы её школы, хорошо обученные поэзии, музицированию, искусству танца и таинствам любви, становились не только любовницами аристократов, но часто и их жёнами. И примером тому – знаменитая Аспасия (470-400 гг. до н.э.) – любимая женщина, а по некоторым сведениям и жена выдающегося афинского политического деятеля Перикла.

Эта женщина была очень умна, образованна и, говорят, красива:

Аспасия

Во всяком случае Мари-Женевьев Бульярд (1763-1825 гг.) – французская портретистка – видела её именно такой, поскольку это – автопортрет в образе Аспасии.

Дом Аспасии был неким прообразом будущих литературных салонов:

Диспут Сократа и Аспасии

Порой к ней в гости захаживал сам Сократ, дабы вести великомудрые беседы – со слов всё того же Плутарха, который, видимо, был большим ценителем общества гетер. На картине Николя-Андре Монсио (1754-1837 гг.) – французского художника, писавшего преимущественно на исторические и мифологические темы, Аспасия изображена как раз в обществе Сократа и, видимо, Перикла.

Древнегреческие предания донесли до наших дней рассказ и о первой женщине-гинекологе. Ею была некая Агнодика:

Агнодика. Автор неизвестен

Если верить Гаю Юлию Гигину (64-17 гг. до н.э.) – писателю периода первого века до нашей эры – эта женщина жила где-то в VI–V веках до нашей эры. Тогда в Афинах женщинам было запрещено изучать медицину, и она обрезала себе волосы, облачившись заодно в мужской наряд. Выучившись, Агнодика часто оказывала акушерские услуги знатным афинянкам и стала весьма востребованной. Собратья по профессии (менее удачливые) обвинили её (правда, они думали, что его) в развратных действиях по отношению к пациенткам.

Пришлось обвиняемой открыть свой пол суду. Это обвинение было снято, но тут же предъявлено другое: она нарушила закон, запрещающий женщинам изучать медицину. К счастью, за неё вступились аристократы, лечащим врачом коих ей посчастливилось быть, и Агнодика была оправдана. Более того, глупый закон был отменён.

Ещё дальше в познании мира продвинулся александрийский учёный – Гипатия (370-415 гг.) – женщина, изучавшая математику, астрономию, философию:

Гипатия. Рисунок Жюля Мориса Гаспара к книге Элберта Хаббарда «Гипатия. Маленькие путешествия к домам великих учителей»

Ей повезло с отцом, воспринимавшим дочь не как товар, а как человека, равного ему во всём. Теон Александрийский руководил знаменитой школой при Мусейоне – крупном исследовательском, религиозном, культурном и учебном центре. Впоследствии бразды руководства он передал дочери. Она преподавала философию, занималась астрономическими и математическими расчётами, участвовала в общественной деятельности. Её школу посещали многие чиновники, а она имела влияние на городского префекта Ореста, с коим была дружна. Даже местный епископ Феофил, несмотря на то, что Гипатия почитала верховенство разума над верой любого толка, уважал её.

Но после смерти Феофила в 412 году всё резко изменилось, и в 415 году толпа разъярённых фанатиков, подогретая сплетнями о якобы причастности Гипатии к колдовству, посредством которого она и влияла на власти Александрии, зверски растерзала женщину-учёного:

Смерть философа Гипатии

То, что изображено на иллюстрации книги Луи Фигиера «Жизни известных учёных от древности до XIX века», – весьма приглаженная версия случившегося. С неё сорвали одежды и растерзали глиняными черепками.

Вот так это увидел Чарльз Уильям Митчелл (1854-1903 гг.) – британский представитель исторического жанра в живописи:

Гипатия

Разумеется, последующее действо вряд ли у кого поднялась бы рука писать.

И на долгие времена религиозное мракобесие заперло женский разум в четырёх стенах домашнего хозяйства. А тех, кто смел вырваться, отправляли на костёр.

Хотелось бы отдать должное выдающемуся представителю итальянского Возрождения – Рафаэлю Санти (1483-1520 гг.) в том, что он не забыл изобразить женский гений Гипатии в своей фреске «Афинская школа»:

Афинская школа

Афинская школа, фрагмент. Гипатия

И всё же женщинам удавалось сверкнуть яркой звездой на мужском небосклоне, но об этом моя следующая статья.

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Сапфо. История древнегреческой поэтессы
Статус мужчин и женщин в античном мире
Гипатия
«Афинская школа»: описание фрески. Рафаэль Санти, «Афинская школа»
Агнодика


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

8
299.686 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые