Живописная история кошек [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Как давно кошка поселилась рядом с человеком, точно сказать весьма затруднительно. Считается, что первыми, кто одомашнил этих очаровательных созданий, были всё же египтяне. Но этого им показалось мало, и они её ещё и обожествили:
Обычно, говоря о древнеегипетских богах, мы представляем Баст – весёлую богиню, покровительствующую любви, домашнему очагу и плодородию. Оказывается, что в виде кота изображали и бога Ра, убивающего змея Апопа, который ежедневно пожирал солнце:
О том, каким горем для семьи являлась смерть божественного питомца, хорошо показал британский художник, последователь представителей неоклассицизма – Эдварда Пойнтера и Лоуренса Альма-Тадемы – Джон Рейнхард Уэгулин (1849-1927 гг.):
Кошек мумифицировали и с почестями хоронили на специализированных кладбищах, часто возле храма, посвящённого Баст. Их изображения вырезали на саркофагах умерших, дабы они и в загробном мире оберегали зерно, которое тоже отправляли в могилу, от вездесущих грызунов:
Постепенно кошки стали появляться на европейском континенте, но как контрабанда, которую тайком вывозили из Египта древние греки. По некоторым сведениям, египтяне даже предпринимали попытки похищать своих священных животных обратно и водворять на родину. Получилось у них это не очень хорошо, судя по тому, как это чудное животное распространилось по нашим территориям. Римляне даже удостоили его изображением на некоторых своих фресках:
Но уже без обожествления. Хотя у скандинавских народов считалось, что кошки всегда сопровождают богиню Фрею, покровительствующую, как ни странно, любви и войне, и даже запряжены в её повозку:
Более того, с наступлением средневековья кошки не то что утратили божественность, но и приобрели демонические черты. Если их и изображали, то исключительно в негативном ключе:
Картина венецианского художника Лоренцо Лотто (1480-1556 гг.) «Благовещение» призвана была продемонстрировать, помимо основного сюжета, как пред лицом ангела бежит в страхе нечистая тварь, которую в те времена кошка и олицетворяла.
Считалось, что в неё могли вселяться или принимать её облик не только ведьмы и бесы, но и сам искуситель рода человеческого. С того момента, как на землях Франции начала своё жуткое шествие «святая» инквизиция (XII век), был введён страшный обычай: в день Святого Иоанна (23 июня) было принято отправлять на костёр тринадцать дюжин (156) взрослых кошек и котов, предпочтительно чёрных и полосатых окрасов. Каждому, кто приносил несчастное животное на истребление, прощались грехи сроком на один месяц. Можете себе представить, сколько желающих выстраивалось в очередь?! Не сложно представить, к чему это привело.
Возвращавшиеся из крестовых походов воители привезли с собой чёрных крыс, расплодившихся немеряно. А вместе с ними приехала и чума. Естественных врагов этих грызунов повально истребляли, тем самым оставляя для них совершенно свободную жизненную нишу. Вот и заплатили:
Только лишь Людовик XIII (1601-1643 гг.) приостановил это изуверство специальным указом, грозившим представителям инквизиции в случае ослушания высылкой из страны. Но вовсе не любовь к этим милейшим созданиям руководила монархом, а разразившийся в стране голод, не последнюю роль в развитии которого сыграли грызуны, воспользовавшись практическим отсутствием кошек. Но как только ситуация стабилизировалась…
… указ был отменён, и несчастные животные вновь отправлялись на массовые казни.
Кстати, в Японии второй половины XVII века правил сёгун Токугава Цунаёси (1646-1709 гг.), который под страхом всяческих наказаний и даже смертной казни запретил причинять какой-либо вред бездомным животным, особенно собакам, даже если они нападали на людей (любят люди из одной крайности в другую кидаться):
Им было построено много приютов, но проблемы это не решало, и по улицам продолжали бродить бездомные братья наши меньшие. Предполагалось, что таким образом он пытался внедрить в жизнь буддистские доктрины о добродетели и милосердии. Запрещалось даже торговать рыбой.
А в Европе лишь где-то к XVIII веку демонический образ кошки стал постепенно таять и миру явился ласковый домашний питомец:
А уж британский художник Луис Уильям Уэйн (1860-1939 гг.) пошёл ещё дальше, придав своим живописным котам человеческие черты:
Где-то звучал сарказм…
… где-то – умиление:
Даже самые знаменитые живописцы не смогли пройти мимо этого очаровательного создания, напрочь лишив его всякой чертовщины:
Максимум, что смогла вызвать чёрная кошка в воображении более современного нам художника – это ассоциация с ночью:
К счастью, времена страшных костров инквизиции давно канули в Лету и, надеюсь, не возродятся. Кошка давно оправдана и обласкана, хотя далеко не всеми, и довольно прочно заняла своё место рядом с человеком, даже если это кардинал:
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Кошка: символический образ в изобразительном искусстве
Токугава Цунаёси – собачий сёгун
Луис Уэйн. Самый «кошачий художник» в истории
Все художники. Пьер Огюст Ренуар
Автор статьи — @seagull15