Жорж-Пьер Сёра – создатель новаторской живописной концепции
«Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии». ( Жорж-Пьер Сёра)
Привет всем читателям художественного сообщества!
С вами @annaart. Сегодня я расскажу о жизни и творчестве французского живописца Жоржа-Пьера Сёра – основателе неоимпрессионизма, создателе такого оригинального метода живописи, как пуантилизм.
Художник родился в 1859 году в Париже в достаточно обеспеченной семье, не испытывающей финансовых трудностей. Его отец был известным в округе юристом.
Художественное образование Жорж-Пьер получил в Школе изящных искусств. Он старательно изучал различные техники письма, оптические эффекты, законы цвета и света для создания собственного стиля. И ему это удалось! Именно Сёра стал создателем пуантилизма – художественного приёма, при котором краски накладываются раздельными мазками точечной либо прямоугольной формы. В результате они визуально смешиваются на расстоянии и создают оптический эффект.
Каждая точка на полотнах этого метода живописи находится на небольшом расстоянии от других, то есть её цвет не смешивается с соседним. А работу по соединению всех цветов и превращению отдельных точек в единое целое выполняет человеческий глаз.
Работал живописец в основном в своём родном городе, тут же открыл свою мастерскую. Писать любил на деревянных дощечках, поскольку они не поддавались давлению кисти и выгодно подчёркивали направление каждого мазка, занимающего определённое место в композиции. В отличие от импрессионистов, на открытом воздухе Сёра создавал лишь этюды и эскизы, а в мастерской уже переносил их на крупногабаритные произведения.
Больше всего живописец восхищался работами таких французских художников, как Эжен Делакруа, Жан-Батист-Камиль Коро и Тома Кутюр. По мнению многих художественных аналитиков, они отчасти и повлияли на творчество Жоржа.
Художник всегда много читал и интересовался новинками эстетических систем. Несколько лет также изучал искусство чёрно-белого рисунка.
Ниже представлена работа, которая принесла Жоржу-Пьеру первую популярность.
Картина «Купание в Аньере» была написана художником в 24-летнем возрасте. Однако заслуженную похвалу получила лишь через год, на выставке Группы независимых художников.
Поль Синьяк, второй, не менее яркий основатель неоимпрессионизма и пуантилизма, отметил:
«Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов – света, тени, локального цвета, – правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию».
В этом же году Жорж-Пьер начал работу над своим самым известным произведением, представленным ниже.
На написание этой картины живописцу понадобилось 2 года, поскольку он делал огромное количество эскизов для неё. Некоторые аналитики утверждают, что «Купание в Аньере» и «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» – это парные произведения со сравнительным изображением отдыха рабочего класса и буржуазии.
Это тоже одна из самых известных работ Жоржа. На ней изображена модель Мадлен Кноблох, некоторое время проживающая с художником.
В целом мозаично-дробная структура живописи Сёра со светлой и мерцающей цветовой палитрой носит несколько рассудочный, отвлечённый характер.
Стиль мастера отличался необычным подходом к изображению фигур. Он преднамеренно шёл на упрощение их форм, желая достичь эффекта вневременности. Недоброжелатели всегда акцентировали на этом внимание, называя персонажей Жоржа «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами».
Скончался живописец в 1891 году в Париже. На тот момент ему был всего 31 год. Точная причина такой скоропостижной смерти неизвестна, но самое распространенное предположение – инфекционное заболевание дифтерия. Похоронен Жорж-Пьер на кладбище Пер-Лашез.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием