Техника масляной живописи. Море импрессионизма или как идёт волна
Чтобы научиться рисовать волны, достаточно просто некоторое время понаблюдать за морем. Так делал Айвазовский, ведь в те времена не было фотоаппаратов, когда можно зафиксировать момент, проявить плёнку и дома писать маслом или акрилом понравившийся фрагмент. Айвазовскому приходилось буквально на ощупь, по памяти, писать свои морские пейзажи.
Сейчас всё гораздо проще, но, тем не менее, существуют некоторые правила написания волн. Сегодня я вам о них расскажу и покажу на своём примере.
Сразу хочу добавить, что я всегда, по неведомой мне причине, пишу картины, как импрессионист. Выбираю яркие, сочные цвета. Вы можете взять более мягкие оттенки, если отдаёте предпочтение натуральным цветам.
Писать волны будем масляными красками. Нужны 5 цветов: синий, зелёный, коричневый, жёлтый и белый.
Немного разбавителя поможет нам уменьшить густоту краски. Но разбавитель нужен только в самом начале, когда мы только берём сухую кисть. В этот раз я рисовала на ДВП, поскольку его запасов у меня хоть отбавляй.
Приступим?
Карандашом нарисуем линии волн, чтобы понять наш будущий рисунок и его движение.
Первоначальный набросок впоследствии может поменяться, в этом вся живопись. Вы следуете за краской, ищете лучшее и в процессе находите подходящий сюжет.
Отметим холмики волн светлой краской.
Чем выше холм волны, тем он должен быть светлее и прозрачнее, поскольку через него проходит свет. Низ волны заполняем более тёмным оттенком.
Необходимо растушевать полученные волны, чтобы соединить краски. А заодно подкрасим холмики желтоватым цветом, как будто через них проходит солнечный свет.
Начнём добавлять белый, пользуясь пальцами правой руки. Палец – очень удобный инструмент, с его помощью распределяем белую краску на вершинах волн и не интенсивно пробуем втереть краску, соединяя цвета.
Поищите момент перехода на волне. Под белым цветом у нас всегда ложится тёмный оттенок, так как пена обладает плотностью и отбрасывает тень на воде.
С помощью кисти можно проложить тёмную и тонкую дорожку под пеной. Когда вы сделаете это, то заметите, что волна начинает обретать объем.
Не спешите, потренируйте пальцы. Даже если вы делаете это впервые, то результат всё равно вас порадует. У меня ушёл целый час, пока я не "нащупала" картинку, которая меня удовлетворила.
Кистью можно набросать пенки на тёмные участки выше волн и немного растереть, опять-таки пальцем.
Следует доработать крупную волну, поиграв с бликами. Верхнюю часть нужно осветлить, добавить прозрачной желтизны, а под волной сделать более глубокий цвет. Точно так же поступаем с накрывающей частью волны, растираем темные участки.
Затем возьмём кисть, "разбелим" синюю краску и вольно набросаем её на пенные участки.
В тени пена не чисто белая, она имеет синеватый оттенок, поэтому заполняя нижний участок пены синим "разбелом" мы приближаем картину к её натуральности.
Освещенную часть пены можно покрыть чистым белым цветом.
Вот что получается в ходе работы. Мы вложили немало труда в этот этап, но впереди ещё работа над деталями.
Кистью нагоняем белизны на все осветленные участки воды. Не нужно бояться испортить.
Масло – это уникальный материал, за счет его сырости можно стереть, подтереть неудачно положенный мазок.
После того как мы выбелили наше море, можем отойти и посмотреть, как оно смотрится на расстоянии. Мне кажется, что выглядит замечательно!
Обратите внимание на тёмные участки под пеной. Штормующее море должно иметь достаточно таких "темнотиков" в своём великолепии.
Подложите синий под волну тонкой кистью и пройдитесь ещё раз по линии зигзагов на макушках волн.
Не откладывая тонкую кисть начинаем писать линии жилистых пеночек на волнах. Кисть укладываем буквально параллельно холсту и в таком лежачем положении проводим свободные зигзагообразные линии.
На светлых верхушках волн цвет этих линий будет тёмно-серый, а на тёмных участках моря мы сделаем прожилки светло-голубыми. Но не белыми. Это потребует больше времени, работа кропотливая и с первого раза может не получиться.
Дальше работаем с небом. Как правило, небо всегда светлее, чем вода. Следуя этому правилу просто закрашиваем небесный прямоугольник серо-голубым цветом.
Можем подмешать туда зелени, желтизны, можем добавить чуть коричневого, темно-синего. Всё это в совокупности даст многогранный оттенок. Также очертим линию горизонта, а позже соединим его с небом.
Добавляем солнце чуть правее от центра. Мне кажется, это будет правильно по отношению к нашим волнам.
Сердцевину солнца закрашиваем белым, пальцем растушевываем небо, смягчая его. Добавляем к пене немного солнечной желтизны.
Отходим в сторону, любуемся и хвалим себя. Картина готова!
Конечно, навык приходит с опытом, и как бы не было легко описать работу художника словами, на деле всё не так просто.
Мне было бы очень приятно и радостно осознать, что этот урок кому-то из вас помог написать красивую картину. И я просто уверена, что правила, которыми я поделилась в этом уроке, обязательно пригодятся в работе с таким сложным сюжетом, как море с волнами.
Урок подготовлен @prianikova для @vp-painting