Теория эффектов отражения и немного практики
Мир вокруг нас устроен таким образом, что он весь наполнен различными предметами.
Сами предметы, в свою очередь, будь они маленькими, большими, огромными или малюсенькими, как божья коровка, имеют совершенно разные свойства. Они отличаются по форме, шероховатости, по цвету или текстуре, могут быть прозрачными или абсолютно не пропускать свет.
Одной из важных характеристик любого объекта является способность отражать окружающий мир (рефлексировать). Давайте сегодня остановимся именно на этом параметре и поговорим об отражениях.
Что такое отражение?
Рассмотрим, что такое отражение, на простом примере. В трёхмерном графическом редакторе с физически правильной системой визуализации сделаем имитацию окружающего мира и стоящую вертикально плоскость.
Свойства нашей плоскости таковы, что она абсолютно лишена способности отражать предметы вокруг себя. Поверхность тут ровная и имеет обычный матовый цвет. Обычно такими характеристиками обладают стены, выкрашенные матовой краской, кирпичные дома или бетонные блоки. В природе, как правило, абсолютно ровных, стоящих вертикально, поверхностей не бывает. Изображать карандашом или красками такие объекты проще всего.
Предлагаю подойти к примеру с противоположной стороны. Сделаем нашу поверхность полностью зеркальной и посмотрим, что произойдёт.
Смотрите, теперь плоскость отражает то, что находится на противоположной от неё стороне. Если заметили, отражение имеет слегка приглушённый оттенок. Связано это с тем, что в природе не существует стопроцентно гладких поверхностей. Даже самое совершенное, хорошо отполированное зеркало будет гасить тот свет, который отражается. Рисуя, помните об этом свойстве, и вы никогда не сделаете ошибок.
Любое отражение на рисунке либо темней, либо просто приглушённее.
А что насчёт шероховатых поверхностей? Таких объектов, которые отражают свет, но при этом имеющих немного матовую поверхность, вокруг полным-полно!
Снова рассмотрим пример в виртуальном редакторе, добавим ровной поверхности шума. Теперь отлично видно, что плоскость продолжает отражать, но изображение на ней размыто. Очень похоже на то, будто идеально ровный лист железа потёрли наждачкой. Такое отражение ещё называют диффузным.
От теории к практике
Всё вышесказанное было лишь общей теорией. Теперь давайте рассмотрим наиболее приближённые к жизни примеры. Самая простая среди отражающих поверхностей – идеально ровная гладь воды.
Такая вода встречается на озере или на море с утра или вечером в полный штиль, когда отсутствует ветер. Идеальное отражение можно заметить только под определённым углом, потому что если мы подойдем к воде ближе и опустим голову, то отражение станет менее очевидным, и к нему примешается ещё и прозрачность.
Вот так будет выглядеть на рисунке поверхность ровного озера. Обратите внимание: практически всё отражается в нём идеально, за исключением того, о чём мы говорили в самом начале – отражённый мир всегда чуточку тусклее оригинала.
На маленьком рисунке 9х7 сантиметров я очень схематично изобразил как раз такой пример с гладким озером. Поверхность воды тут практически идеально гладкая.
Если говорить о более правдивых примерах отражений поверхности воды, то неровное (диффузное) отражение – наиболее часто встречающийся в жизни вариант.
Прошу обратить внимание на то, что если вы будете рисовать такую воду, волны должны быть поперечными и длинными. Крупнее вблизи и мельче при уходе вдаль.
Ещё один важный момент: отражения облаков, солнца или луны всегда растягиваются вниз. Но при этом ширина блика от них никогда не выступает за границы отражаемых предметов справа или слева.
В своём рисунке я тоже это показал. В отличие от прошлого примера, озеро здесь покрыто рябью и отражения размыты.
Мы рассмотрели частные примеры с плоскими отражениями. Но ведь вокруг нас полно и таких отражающих объектов, которые имеют разную форму.
Рассмотрим несколько важных моментов на примере простого шара.
Смотрите, на картинке изображён шар, который вообще ничего не отражает. Он просто светлый и матовый. Свет тут падает сверху сзади и размытый блик почти не виден.
Давайте сделаем наш шар 100% зеркальным. Что получится?
Мы видим, что небо, облака и земля прекрасно видны в отражении. Оно совсем другое, чем, если бы это была плоскость. Отражения как бы закруглены, потому что поступают на шар со всех сторон. Если бы наш шар находился в помещении, то и отражения были бы соответствующими.
Вот пример рисунка такого шара. Он тоже имеет зеркальную поверхность и отражает очертания комнаты, в которой и сам стоит на столе.
Здесь действуют те же правила, что и в случае с плоским зеркальным объектом. То есть, если шар матово-зеркальный, то и отражения в нём будут размытыми (диффузными).
Опять поместим такой шар в комнату и нарисуем его. Видите, теперь его блики и отражения так же затуманены.
Что ещё нужно знать при рисовании отражений?
Есть ряд интересных свойств, которых мы пока не касались. Настало время рассмотреть их поближе.
Внизу я вновь привёл пример с идеально ровной горизонтальной отражающей плоскостью. Все предметы позади неё отлично видны в отражении.
Но так редко бывает в жизни, потому что в мире существует такое понятие, как затухание отражения с расстоянием. Его ещё называют "эффект фреснел".
На приведённой выше картинке как раз показан случай, когда данный эффект очень хорошо прослеживается. Присущ он объектам, которые не полностью зеркальные, а, например, как гладкая плитка на полу. Если было бы иначе, мы бы ходили по зеркальному полу, а так этого не происходит, потому что плитка просто полированная и не имеет свойств абсолютного зеркала.
Такими же свойствами обладает масса объектов вокруг нас. Они не обязательно плоские, а могут иметь разную форму. Изображая отражения в них, нужно понимать принципы рефлексии.
Вот в сцене несколько объектов, которые как раз имеют такие свойства. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите много похожих вещей. Часть из них будут не полностью гладкими, и тогда они будут выглядеть примерно вот так. То есть иметь размытость.
Отражения – очень важный аспект, который должен наблюдать и понимать каждый художник.
В этой статье не так много рисунков, зато очень много наглядного материала, который, наверняка, окажется полезным каждому начинающему художнику. В дополнение могу посоветовать чаще смотреть вокруг себя и примечать, как ведут себя те или иные объекты.
Отражения – это лишь одно из свойств окружающего мира. О бликах, рефлексах, преломлениях мы поговорим в следующих публикациях. Не пропустите!
Автор статьи — @yurchello