Томас Гейнсборо – портретист, мечтающий писать пейзажи
«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов» (Томас Гейнсборо)
Добрый вечер всем ценителям изящных искусств!
С вами @annaart. Сегодня я расскажу об одном из самых известных английских портретистов XVIII века Томасе Гейнсборо.
Родился художник в 1727 году в английской многодетной семье, где был самым младшим ребенком. С детства любил лепить фигурки животных и рисовать окружающую природу.
В 13-летнем возрасте Томас уговорил родителей отпустить его на обучение искусству в Лондон. Тут жизнь самостоятельного мальчика стала очень насыщенной и плодотворной.
Достаточно долго он брал уроки у известного портретиста Френсиса Хаймена. Позже также познакомился с гравером и пейзажистом Гравло, после встречи с которым во многих работах Томаса прослеживался стиль рококо, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.
Но наибольшее влияние на творчество художника оказал Антуан Ватто, жанр кисти которого носит название «галантные празднества».
Первое время зарабатывал на жизнь своими небольшими пейзажами. Чаще всего он отдавал их торговцам за копейки. Затем занялся рисованием портретов. Многие художественные аналитики считают, что в данном направлении художника вдохновляли необычайно реалистичные работы известного в то время портретиста Уильяма Хогарта.
"Портрет четы Эндрюс" – одно из самых известных произведений раннего творчества художника, на котором впервые был соединен пейзаж и портретная живопись в единое целое.
Интересно, что семейный портрет не раз подвергался резкой критике в связи с якобы неуклюжими фигурами и лицами, что никак не подтверждает мастерство автора… Возможно, это связано с тем, что Гейнсборо совсем не любил рисовать портреты. Считая своим призванием пейзажи, именно им Томас выделял весомую роль в своих работах.
«Портреты мне надоели до смерти; я бы предпочел взять виолу-да-гамба и отправиться с ней в какую-то прелестную деревеньку, где я мог бы рисовать пейзажи, наслаждаясь в тишине и покое остатками дней своих». (Томас Гейнсборо)
Именно так относился к портретам художник. Но в связи с тем, что пейзажи мало кого интересовали, отдельно он их рисовал крайне редко, и только для себя.
В 18 лет Гейнсборо удалось добиться некоторого успеха в творчестве и даже открыть собственную мастерскую. Через год художник создал семью, вскоре на свет появилась дочь Мари, а чуть позже и вторая дочь – Маргарет.
Особого пика популярности своих картин мастер добился в 33 года. Томасу практически каждый день поступали портретные заказы от местных и столичных аристократов.
Хорошо набив руку и выработав собственный стиль, выделяющийся утонченностью и легкостью мазков, художник начинает регулярно выставлять свои работы на выставках.
Тут Гейнсборо в полной мере изобразил нервно-напряженное состояние подростка Джонатана Баттола, которое подчеркивает бледное лицо, сильный румянец и волнующаяся вокруг природа.
А этот портрет, как и многие живописные шедевры, имеет свой секрет: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно.
Это одни из самых известных картин того периода. Как видим, серебристо-голубая гамма была излюбленной у живописца. С её помощью он передавал необычайную одухотворенность и создавал благородный образ героям.
Помимо одиночных портретов, Томас достаточно часто писал и групповые. Их он как будто «срисовывал» с запечатлевшейся у себя в памяти сцены из жизни. В основном это были романтические, родственные отношения, в которых крайне важно было отобразить чувства и теплоту, связывавшую людей.
В последние годы жизни покровительствовать художнику начинает даже Король Георг III. Однако в 1788 году жизнь Томаса Гейнсборо оборвалась в связи с заболеванием раком. На тот момент ему был 61 год.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием