Удивительный реализм живописных полотен Караваджо
Вплоть до периода эпохи возрождения все великие художники старались избегать резкой смены света в тень, поскольку считалось, что это разрушает гармонию композиции картины. Даже великий Леонардо да Винчи считал, что яркий свет на фоне тёмного фона смотрится нехорошо.
Подобная точка зрения была превалирующей в искусстве, пока не появился Микеланджело Меризи да Караваджо, которому было суждено сыграть роль реформатора в искусстве.
Караваджо стал основоположником совершенно нового реализма в живописи. Главным его вкладом в искусство стало умение создавать невероятно глубокие психологические полотна, наполненные поистине театральной игрой света и теней.
Караваджо родился в 1571 году в Милане. Его отец был архитектором, однако служил управляющим у Франческо Сфорца, основателя Миланской ветви благородной династии. Но в 1576 году чума унесла жизни его отца и деда, и будущий великий художник с матерью переехал в местечко с названием Караваджо.
Интересный факт: несмотря на то, что его отец служил дому Сфорца, первыми, кто оказал покровительство художнику, стали представители другого знатного дома – Колонна.
Первые работы юного художника, написанные под влиянием мастеров эпохи Возрождения, не дошли до наших времён. Нет и эскизов к его полотнам. Это обстоятельство подводит нас к выводу о том, что черновых работ не было, композиции сразу наносились на холст.
Караваджо был очень вспыльчивым человеком и нередко имел проблемы с разными людьми и властями. В результате одной такой проблемы он был вынужден покинуть Милан и переехать в Рим, где пользовался покровительством влиятельных людей, в числе которых был кардинал Федерико Борромео.
Талант художника был по достоинству оценен, и это позволило Караваджо творить на своих условиях. В результате этих обстоятельств в его полотнах стали отображаться сюжеты, которые не принято было рисовать в те времена.
Погребение Христа, 1603 г.
Поразительная игра света и тени придавала полотнам невероятный драматизм и абсолютный натурализм, что в дальнейшем повлияло на живопись как таковую. Эта манера произвела революцию в искусстве, Караваджо отверг принципы и догмы мастеров Возрождения.
Художник использовал при работе зеркала. Техника с зеркалами использовалась ранее для фиксации объектов в композиции. Но Караваджо, добиваясь реализма, копировал отражение на холст. Есть даже версия об использовании мастером камеры-обскуры.
Бичевание Христа, 1607 г.
Зеркала в то время были далеки от совершенства, изображение могло несколько искажаться или быть размытым. Это влекло за собой некоторые ошибки пропорций, которые в силу психологии восприятия не сразу заметны, но, тем не менее, существуют.
Характер Караваджо постоянно способствовал возникновению всяческих неприятных ситуаций. Проблемы преследовали художника по пятам, что побудило его пуститься в бега, однако писал он на протяжении всей жизни.
Спящий купидон, 1608 г.
Будучи в бегах и не переставая творить, он побывал в Неаполе, на острове Мальта, где стал кавалером Мальтийского ордена, правда, без права его ношения, так как не был дворянином. Потом была Сицилия, дальше Мессина, Палермо и многие другие.
Караваджо умер 18 июля 1610 года, когда ему было всего 38 лет. Благодаря своему таланту и неподражаемой манере письма художник навсегда остался одним из величайших мастеров барокко.
Стилистика его работ до сих пор продолжает оказывать очень большое влияние на художников по всему миру, в частности это можно увидеть в картинах Рубенса и Рембрандта.
Автор статьи — @sydneyshow