Урало-сибирская роспись по дереву [Рубрика «Декоративно-прикладное искусство»]

Возникновение этого вида живописного ремесла искусствоведы связывают с миграцией русского населения из центральной части России на земли Сибири. Поток переселенцев в 16 веке был инициирован в связи с освоением новых территорий.

В числе первых поселенцев на новых территориях были выходцы с русского Севера и Поморья. В начале 17 века к ним добавились старообрядцы, бежавшие от гонений после Никонианской реформы, а 18-19 века принесли новую волну населения с Украины и Поволжья.

Поднос. Работа художницы Ольги Балакиной

Большая миграция людей привела к повсеместному строительству жилых домов, которые традиционно украшались росписью. Не только стены и потолки были предметами народного творчества, расписывались также двери, посуда из дерева, изделия из бересты, прялки, коромысла, лари и сундуки, шкатулки и ставни.

Эта традиция живописного оформления интерьера и послужила причиной возникновения на Урале центров подобного вида ремесла.

Зеркало. Роспись Елены Гудзенко. Конец 19 века. Частная коллекция.

Урало-сибирская роспись относится к технике свободной кистевой живописи, которая велась масляными красками на подготовленной деревянной основе. Вначале поверхность будущей работы зачищали шкурками, грунтовали лаками и окрашивали масляной краской.

Традиционные мотивы искусства Урала и Сибири

Этот вид художественной живописи наиболее распространён на Урале и в разных частях Западной Сибири. Техника росписи здесь имеет своеобразный характер – разбеливание. На кисточку сплющенной формы наносится одновременно две краски, одна из которых белила.

Считается, что творчество Архангельских поморов принесло это характерное двуцветие мазка в традиции местного ремесла. Переселенцы южных территорий России принесли свой характер в самобытное народное искусство. В рисунке с их приходом появились львы, вазоны, сказочные птицы, а также южная, очень богатая, расцветка.

Скамья. Конец 19 века. Частная коллекция

Основой многих композиций является Древо жизни или букет. Вокруг такого дерева изображались охранные животные и птицы. В работах народных мастеров строго соблюдается принцип соотношения различных элементов: цветов, ягод, листьев, фазанов и легендарной птицы Сирин.

Часто такая роспись заключалась в живописную рамку, что тоже является одной из характерных особенностей урало-сибирской росписи.

Работа современных мастеров и прялка XIX века

Традиционно данный промысел использует ограниченное количество оттенков для росписи, не более трёх-четырёх. Один оттенок для всех цветов, другой – для плодов и ягод, третий – для всей зелени.

Роспись в композиции, как правило, выполняется в контрасте к фону. Если, например, цвет росписи зелёный и сиреневый, то фон, как правило, выбирается коричнево-бордовый. Если фон какого-то изделия светлый (голубой или, к примеру, золотистый), то разбел стараются развернуть внутрь декоративного элемента.

Чёрный цвет тоже является обязательным выбором, поскольку его используют для приписок в завершении всей работы.

Сказочная птица Сирин. Работа Елены Гудзенко

Сама роспись делается достаточно простым способом: подмалёвки размечают пальцем, без эскиза, добавляя пятна основных элементов рисунка на будущей работе. Так обозначаются места цветов, листьев, плодов. Затем на кисточку набирают один цвет, а на другой край кладут белила. После этого кисть прикладывается к поверхности работы и вращается вокруг одной точки (оси). Так одним движением руки мастера получается бутон цветка или ягодка.

В такой же технике прописывались листья, что позволяло создавать мягкие переходы цвета. За счёт смешивания красок получался светотеневой эффект формы.

В завершении работы вся композиция заканчивалась приписками чёрного цвета, выполненными маленькой круглой кистью. Так элементы композиции соединялись с фоном. На последнем этапе всё покрывалось лаком.

Обращает на себя внимание принцип золотого сечения и пропорциональность во всей композиции росписи. Часто используется центральная композиция, где растительные элементы орнамента создают яркий фон.

Сосуды. Работа художницы Ольги Балакиной

При внешней простоте этой техники надо отметить, что роспись художник ведёт начисто, без предварительных набросков, работая по принципу импровизации.

Мастер-класс по росписи

Народные самобытные промыслы – яркое отражение нашей национальной культуры. В них мы видим взгляд простого человека, его поэтические душевные порывы.

Урало-сибирская роспись – один из таких ярких примеров народного промысла. В отдалённых уголках и сегодня можно увидеть эту самобытную роспись, которая хранится и передаётся в семье, как реликвия и память рода.

Урало-сибирская роспись по металлу


Автор статьи @ruta


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

vp-paintingpainting-decorativeartsискусствоарттворчество
25%
622
159
118.819 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
159
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые