Уроки рисования. Штрихование параллельно-направленными линиями
Добрый день, уважаемые друзья, все, кто посещает и читает блог сообщества @vp-painting!
С вами @yurchello и я продолжаю серию статей о правилах и методах штрихования.
Из ранее опубликованного урока мы уже знаем, что вариантов штриховки существует множество. В тот раз мы рассмотрели наиболее распространённый её вид – разнонаправленной сеткой, а сегодня я хочу привести наглядный пример, как штриховать параллельно направленными линями.
Что же они из себя представляют? Чем они отличаются от обычных, параллельных?
Выше на примере показана штриховка двух яблок. Первый рисунок – линии на объекте как бы повторяют его форму, строго накладываясь вдоль поверхности, опоясывая его. На втором примере штрихи идут строго параллельно друг другу.
Почему первый вариант в данном случае рисования предпочтительнее?
Дело в том, что простыми параллельными линиями сложно передать округлость форм. Художники обычно штрихуют ими прямые, квадратные и плоские формы. А вот яблоко – это объект вращения. То есть он включает в основу круговую симметрию. Похожую структуру имеет, например, куриное яйцо, ваза, различная глиняная посуда, всевозможные цилиндрические и округлые предметы.
Давайте сегодня как раз и нарисуем обыкновенный глиняный горшок. Правда, ракурс его будет не совсем привычным. Положим его на бок.
В начале строим структуру горшка, используя метод центральной оси и овалов. Прочертим линию под нужным нам уклоном, замерив угол с образца карандашом.
При построении овалов помним о том, что верхний из них будет немного уплощённым, а нижний – более округлым. Это эффект влияния перспективы, подробно о нём я рассказывал ранее.
После того как овалы выстроены, соединение боковых линий горшка теперь не представляет трудностей. Правда, здесь ещё есть несколько дополнительных овалов, и вот с ними придётся повозиться, чтобы расположить их наиболее точно и грамотно.
Крышка у нас снята, она прислонена рядом к горшку. Её мы тоже рисуем по правилам наклона и с помощью построения различных овалов.
Вот теперь можно начинать штриховать. Щурюсь, чтобы определить, что у нас темнее, а что светлее. По традиции я начинаю с самых тёмных участков рисунка. В данном случае это внутренняя часть горшка. Там абсолютная тень, так как свет туда не проникает.
Вначале я штрихую, не повторяя форму горшка, потому что моя задача сейчас – просто затонировать эту часть рисунка наиболее плотно. Но потом, когда необходимый тон будет набран, я попробую придать форму и там.
Далее я рисую карандашом вдоль поверхности горшка. То есть, смотрите, все мои штрихи идут по направлению вдоль линий овалов, которые я нарисовал ранее. Вот такой штриховки я и буду придерживаться в процессе работы.
Во время учёбы в художественной школе мне часто приходилось рисовать разные глиняные изделия, и как раз такой, параллельно-направленный метод, был основополагающим в нашем обучении. Конечно, он не так уж прост, потому что нужно не только держать руку и рисовать под разными углами, но ещё и стараться закруглять линии вдоль определённых направлений. Но, согласитесь, результат получается более чем впечатляющим: объект выглядит закруглённым и, глядя на рисунок, зритель легко определит структуру и форму его поверхности.
Сложность ещё и в том, чтобы сразу и правильно замечать, где и что у нас на рисунке темнее, а что светлее. То есть, мало того, что мы следим за ровностью направлений штрихов, но ещё и за тем, где и как наложить тон.
После того как мы более-менее определились с объёмом и формой нашего горшка, есть смысл сделать падающую тень. В нашем примере она рассеянная, очень плотная у своего основания и сильно размывающаяся к краям. Вот тут я как раз применил метод строго параллельного штрихования, так как в данном случае метод «сетки» выбивался бы из общей концепции рисунка.
Как только мы закончили с основной поверхностью горшка, наша задача выровнять соотношения свет-полутон-рефлекс-тень. Штрихуем не спеша, потому что теперь важно не ошибиться и не нарисовать лишнего там, где не нужно. Обязательно отодвигаемся от исходника и проверяем, все ли тёмные и светлые участки рисунка у нас в порядке.
Вот, собственно, и всё. Глиняный горшок готов!
Совет: используйте карандаши разной мягкости. Если вначале вы рисуете средним по плотности, то потом легко можно сделать темнее те участки, которые «вывалились» из общей композиции по тону.
Автор урока — @yurchello