Виды гравюр и техника исполнения
Привет всем коллегам и читателям!
С вами @ksenia-v. В предыдущих двух статьях мы говорили о графических материалах, сегодня же давайте рассмотрим виды гравюр и технику их исполнения.
Офорт и резцовая гравюра на металле. Основа – медная или иная металлическая пластинка, на нее протравливается окислами или кислотами рисунок (или наносится резцом), при печати отпечатка краска заполняет штрихи (борозды), под прессом краска переливается на бумагу.
Это глубокая печать. При таком способе печати поверхность изображения получается живописной и "бархатистой", создаются богатые пространства и светотеневые переходы, и это зависит от времени травления кислотой основания. В более широком смысле офортом называют акватинту.
Ксилография – гравюра на дереве (высокая печать). Краска на бумагу отражается с выпуклых частей печатной формы, промежутки между которыми усугубляются специальными инструментами (штихелями, резцами). В технике ксилографии выполняются эстампы, а также отдельные страницы с текстом и иллюстрациями, отпечатки из которых затем сшивали в блоки. Изображения в технике ксилографии четкие и контрастные.
Существуют два вида ксилографии: обрезная – когда резец шел на протяжении волокон деревянной доски, и поясничная – резец идет во всех направлениях по торцевой среза.
Цветная ксилография – кьяроскуро (от итал. – светотень) – печать делается последовательно с нескольких оснований, для каждого цвета используется отдельная доска, отсюда плавные переходы от светлого к темному.
Линогравюра – гравюра на линолеуме. Для нее существуют специальные инструменты (штихели, резцы), краска – типографская или масляная с добавлением прозрачных белил. Краска наносится валиком на подготовленное основание (рисунок вырезается на линолеуме). Вырезанные места остаются белыми. Вместо линолеума можно использовать пластик.
Этот материал дешевый и легко мог обрабатываться. Такая техника близка к технике ксилографии, но позволяет использовать большие плоскости и крупный штрих, отсюда большая её декоративность.
Литография – гравюра на камне. Этот вид печатной графики основан на технике плоской печати. Печатная форма не имеет рельефа. Части формы печатаются, а также промежутки между ними лежат в одной плоскости. Поверхность специального литографского камня (известняковых пород) обрабатывается литографским карандашом и тушью. После травления те части камня, что были обработаны карандашом, принимают краску, а те, которые были протравленные, не воспринимают её.
Мягкость светотеневых нюансов литографии зависит от различной зернистости литографского камня, возникает после его шлифовки смесью песка и воды.
Шелкография – техника печати (переноса, перевода) цветных и черно-белых рисунков на любую поверхность, например, бумагу, металл, дерево, ткань, стекло, керамику через шелковое сито. Для этого шелковая ткань, натянутая на раму, резервируется специальным составом клея, а части ткани, не защищенные пленкой клея, пропускают краску при печати.
Способ шелкографии имеет высокую возможность тиражирования.
Спешите поучаствовать в нашем конкурсе «Нарисуй улыбку»! Ждём ваши работы по 2 апреля включительно.
Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!