«Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи — одна из самых узнаваемых его работ, почти того же уровня, что «Джоконда» и «Тайная вечеря». Этот рисунок мастер сделал, размышляя над работами гениального зодчего Древнего Рима Марка Витрувия.
Идея архитектора заключалась в сочетании целого ряда закономерностей и пропорций, причём, это было одинаково справедливо как для человека, так и для мира в целом. Принципы Витрувия работали безупречно при строительстве зданий и при построении механизмов, и прочих машин.
Эскиз «Витрувианского человека» с пометками Леонардо был обнаружен в его личных записях, а создание самого рисунка датируется началом 90-х годов XV века. Примерно в это же время была сделана ещё одна запись в его блокноте: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
Рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, стал не столько результатом изучения витрувианской теории о человеческих пропорциях, сколько символом философских представлений целого периода времени.
Исследователи творчества Леонардо говорят о том, что в работе наблюдаются некоторые отступления: само изображение является не столько портретным, сколько тщательным отображением мужского тела с точки зрения математики. В его записках нет ни одного упоминания о том, кто именно послужил моделью для создания эскиза, поэтому существует предположение, что да Винчи рисовал мужские пропорции с себя.
Леонардо да Винчи не был первым исследователем работ Витрувия. Многие художники и архитекторы в эпоху Ренессанса пытались визуализировать представления древнего зодчего. Примерно в это же время изыскания проводил коллега и друг да Винчи архитектор Феррара.
Итальянские исследователи считают, что Леонардо позже усовершенствовал по-дружески некоторые недостатки изображения. Сам факт повторного открытия соотношения пропорций тела, сделанного Леонардо да Винчи и другими исследователями XV века, можно отнести к значительному достижению этой эпохи.
Но гений Леонардо да Винчи развил мысль Витрувия дальше, представив человека, как союз трёх стихий: науки, искусства и божественного творения. Этот рисунок отражает глубокий философский смысл, ведь в конце XV века существовал Флорентийский неоплатонизм. Это философское направление имело глубокое гуманистическое начало, представляя человека как микрокосм. Смысл его был прост: человек может вести себя подобно Богу и подобно животному, этот выбор всецело в его руках.
Кроме глубокого философского смысла в рисунок вложен и символизм, поскольку квадрат является материальной составляющей, а круг — духовной. Пересечение фигур с изображением человека есть нахождение его в центре мироздания.
При первом взгляде на эскиз мы видим лишь две позы изображённого человека, но гениальность рисунка в том, что его можно трактовать в виде 16 различных поз. Это ещё раз подтверждает мысль: мы существуем в каждом элементе Вселенной. Так в одном рисунке Леонардо соединил представления своего времени о математике, религии, философии, архитектуре и искусстве, создав символ представлений целого периода времени.
Среди исследователей творчества да Винчи встречается ещё одна оригинальная версия создания «Витрувианского человека», согласно которой на рисунке изображён образ Христа. Достоверно известен факт, что Да Винчи была передана для реставрации плащаница. Леонардо, как предполагают, вдохновлённый святыней, перенёс на эскиз пропорции оттиска тела, таким образом нарисовав человека по образу и подобию Бога.
В настоящее время Венецианский музей академии является хранителем этой работы Леонардо да Винчи. В экспозициях музея вы вряд ли увидите этот небольшой рисунок размером 24 на 34 сантиметра. Его выставляют не чаще, чем один раз в полгода: свет и воздух губительны для эскиза, ведь ему без малого уже полтысячи лет.
В продолжение темы о Леонардо да Винчи выйдет статья об истории создания его бессмертного шедевра "Мадонна в скалах". Не пропустите!