Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Византийские иконы в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

В Киевском Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко есть маленький улогок, мимо которого очень легко пройти. Обычно посетители так и делают, тем более в нем висят маленькие иконы и их трудно рассмотреть. Сегодня у вас есть уникальная возможность увидеть эти древние византийские иконы. Чем же они интересны?

Заслуга открытия икон принадлежит архимандриту Порфирию Успенскому (1804-1885) – известному исследователю культуры христианского Востока.
В 1840-1850 годах по поручению Синода Русской православной церкви Порфирий Успенский совершил ряд поездок в Египет, Сирию, Палестину и другие восточные страны с целью изучения местного православия. Именно в этот период исследователь посетил Синайский монастырь Святой Екатерины, где в старинной башне соборной церкви нашел четыре древние иконы. В 1885 году иконы были перевезены в Киев и, согласно завещанию архимандрита, переданы в дар церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии. В 1923 году иконы попали в Музей культуры и быта, размещенного на территории Киево-Печерской Лавры, откуда в 1940 году они поступили в музей Ханенко. Еще в ХIХ веке, во время реставрационных работ, под многовековой копотью, обнаружилось, что иконы были выполнены энкаустической техникой живописи.

"Энкаустика" (от греческого – искусство выжигания) – техника живописи восковыми красками. Она была известна в странах Средиземноморья со времен античности. По этой технологии разведенные подогретым воском пигменты наносились на загрунтованную гипсом и отшлифованную до блеска деревянную доску. Такой способ защищал живопись от негативного воздействия окружающей среды и на многие века сохранял свежесть и чистоту красок синайских икон.

Рассматривая иконы, обратите внимание на фронтальные позы фигур, графическую передачу складок одежды, особый взгляд широко раскрытых глаз. Начинается формирование иконного образа, суть которого позже высказал Седьмой Вселенский Собор, созванный в 787 году:

«Чем чаще через изображение на иконах они (святые) бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Святой и Святая

VII век, дерево, энкаустика

Сергий и Вакх

VII век, дерево, энкаустика

Сергий и Вакх были высокопоставленными воинами в III веке при императоре Максимиане. Император узнал, что они поклоняются языческому богу, а не идолам, и пытался всяческими способами заставить "неверующих" принести жертвы идолам. Когда те отказались, Максимиан отослал их в Сирию, к правителю Антиоху. Во-первых, Антиох ненавидел христианство и христиан, а во-вторых, был другом Сергию и Вакху. Но и он не смог заставить их отречься от веры. Всё закончилось тем, что Вакха забили бичами, а Сергия обезглавили.

Богородица с младенцем Христом

первая половина VI столетия, дерево, энкаустика

Иоанн Креститель

VI век, дерево, энкаустика

Обратите внимание, с каким искусством были прописаны складки одежды.

Последняя икона "Святой Николай" выполнена не в технике энкаустики. Эта икона была создана в XIII веке в эпоху расцвета техники миниатюрной мозаики, где роль живописных мазков играли наложенные на восковую основу крошечные частицы разнообразных минералов. Нимб над головой святого выполнен из позолоченного серебра.
Такие небольшие по размеру переносные иконы были украшением частных покоев и предназначались для молитвы в одиночестве. Прежде чем попасть в коллекцию Богдана и Варвары Ханенко, икона "Святой Николай" принадлежала собранию епископального музея города Вик близ Барселоны.

Святой Николай

XIII век, дерево, мозаика

К сожалению, иконы можно рассмотреть с трудом: они маленькие, находятся за стеклом и близко к ним подходить нельзя, т. к. сработает сигнализация. К тому же помещение очень темное, но это не помешало мне поразиться тому, в каком хорошем состоянии находятся иконы. Хотелось бы узнать, как они выглядели в многовековой копоти, но таких фотографий я не нашла.

Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»


Пост подготовлен @zazazum для @vp-painting

44
67.475 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые