Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Взбунтовавшиеся живописцы: 13 художников и 1 скульптор

21 ноября 1863 года Императорская Академия Художеств намеревалась праздновать 100-летие со дня учреждения её императрицей Елизаветой Петровной. И вот, в столь праздничный момент, 14 лучших учеников Академии вместо того, чтобы бороться за большую золотую медаль и право шестилетнего пенсиона в Европе, взбунтовались и отказались писать конкурсную работу на заданную тему по скандинавским мифам «Пир в Валгалле».

Что же так возмутило творческую молодёжь? На тот момент все темы практически заранее были предопределены. Ни о каком изображении реалий жизни речи и вовсе не шло – чистый академизм!

Молитва Моисея после перехода израильтян через Красное море. И. Н. Крамской, 1861 г.

Позволялась религиозная тематика, мифология и портреты. При этом художники делились на историков и жанровиков. А профессура всегда благоволила к историкам, относясь с некоторым пренебрежением к жанровикам. В данной ситуации всё усложнилось ещё и тем, что к 100-летию руководство Академии решило и вовсе сделать лишь одного победителя конкурса.

Молодёжь возмутилась и подала прошение с позволением писать на вольную тему, которая давала бы хоть какой-то шанс всем уравняться в возможностях. На прошение высокое начальство не изволило ответить. Более того, оно осерчало и с высокого повеления вице-президента Академии князя Г. Г. Гагарина была постановлена единая тема: «Пир в Валгалле».

Узнав в день экзамена о решении академического руководства, молодые люди в знак протеста покинули стены своей Альма-матер, оставляя на выходе делопроизводителю прошения выдать им дипломы на звание художников на основании уже имеющихся достижений и наград.

Их было 14, но в последний момент один из академистов струсил и остался. Это был Пётр Заболотский. Нетвёрдым голосом он изъявил желание принять участие в конкурсе, но получил ехидный отказ, поскольку конкурировать было не с кем. А через год его постигла неудача, и имени своего он так и не сделал.

Тем не менее бунтарей всё же оказалось 14. Вместо струсившего художника к ним в знак солидарности присоединился скульптор Василий Крейтан.

Кто же были эти смельчаки? Иван Крамской – зачинщик, Александр Литовченко, Александр Морозов, Константин Маковский, Михаил Песков, Фирс Журавлёв, Богдан Вениг, Алексей Корзухин, Александр Григорьев, Николай Шустов, Карл Лемох, Николай Петров и Николай Дмитриев. Все они всё-таки получили дипломы классных художников II-й степени.

Артель художников, 1863 г.

Как бы сложились их судьбы, не объединись они в «Артель художников», кто знает? Но, благодаря организаторскому таланту Ивана Крамского, было создано творческое объединение, явившееся первым в своём роде на ниве русского искусства. Несмотря на то что за всеми «бунтарями» был установлен негласный полицейский надзор, правительство позволило им организовать артель со своим уставом (9 июня 1865 года), принимать заказы, давать уроки как живописи, так и скульптуры.

Сеятель. Василий Крейтан, 1862 г.

За все 8 лет существования объединения его бессменным руководителем оставался Иван Крамской. Под его руководством артель выполнила роспись иконостаса в храме Петрозаводска:

Голова Христа. И. Н. Крамской, 1863 г., храм в Петрозаводске

Издавали иллюстрированный журнал-каталог «Художественный автографъ», проводили благотворительные лотереи, в частности для сбора средств на лечение тяжелобольного товарища – художника Михаила Пескова. Хотелось бы отдать должное жене Ивана Крамского – Софье, которая немало помогала мужу, неся на своих хрупких плечах все хозяйственные хлопоты в этой самой Артели.

Иван Крамской и его жена, фото

По уставу Артели каждый из её членов обязался вносить в общую кассу 10% от проданных им работ и 25% – от работ, которые были произведены вкупе с артельщиками. Но, как всегда, денежный вопрос всё испортил. Сначала вышел из Артели Александр Литовченко, не пожелавший оплачивать рекламные объявления в ведомостях. Кроме того, он получил весьма перспективный заказ по росписи Храма Христа Спасителя.

Сцена в русском тереме. Литовченко А. Д., приблизительно 1860-1880 гг.

После него ушёл популярный у публики и хорошо оплачиваемый Константин Маковский.

Дети, бегущие от грозы. Маковский К. Е., 1872 г.

Однако и остальные сотрудники артели не всегда спешили пополнять общую казну. Возмущённый таким демаршем и вполне понятно расстроенный Иван Крамской принимает предложение на роспись основного купола Храма Христа Спасителя, поступившее от профессора Академии Художеств – А. Т. Маркова. Работу выполняли втроём: Крамской И., Вениг Б. и Кошелев Н.

Господь Вседержитель (эскиз)

Главный купол Храма Христа Спасителя

Заплатили им 10000 рублей в серебре. Благодаря этим деньгам артель смогла перебраться в фешенебельный район Санкт-Петербурга на Адмиралтейскую площадь и приобрела фотографический аппарат. Теперь они могли писать портреты, не утомляя заказчиков многочасовой неподвижностью. Артель стала получать неплохие доходы и И. Крамской даже смог реализовать поездку в Европу за собственные средства.

Но постепенно их содружество начинало давать трещины. Следует помнить, что 14 бунтарей были несомненно талантливыми людьми и Академия это сознавала, что выражалось в периодическом присвоении званий академиков то одному, то другому артельщику. Возможно, и я полагаю, что скорее всего так оно и было, таким образом руководство Академии пыталось вернуть в родное лоно набаловавшихся вольным житием чад своих. Дескать, «На воле хорошо, а стабильная еда всё же лучше».

Возмущённый беспринципностью некоторых сотоварищей, Иван Крамской выходит из состава артели, которая и года не просуществовала, лишившись своего идейного организатора и руководителя.

В 1870 году Крамской, а вслед за ним и некоторые другие артельщики, примкнули к «Товариществу передвижных художественных выставок», неся искусство в народ. Но это уже другая история.

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием


Автор статьи @seagull15


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

Уроки рисования Карикатуры и шаржи Разбор полётов Основы рисования Конкурсы

Знакомство с нашими авторами Цифровая живопись Художники разных стран и эпох Обзор учебников по рисованию Художественные музеи и галереи мира

Художественный калейдоскоп Книги и фильмы о художниках Лайфхаки для художников Мастер-классы от новичков Галерея

1
46.299 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые