Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Заметки учителя рисования. О важности творческого процесса

Интересная профессия – преподаватель рисования. Сам я учу детей и взрослых всего пару лет, но за это время в моём сознании сложилось несколько интересных наблюдений, которыми я хотел бы поделиться с заинтересованной читательской аудиторией.

До того как я коснусь непосредственно своего педагогического опыта, мне хотелось бы рассказать о том, как я сам в десятилетнем возрасте впервые попал на кружок рисования, и какое впечатление это на меня произвело.

Помню, что в клубе, куда меня первый раз привела мама, находилось довольно много ребят и девочек. Все дети были разного возраста – от 10 до 15 лет. Да и занимались они каждый своим делом, рисуя кто красками, кто простым карандашом. Нашлись даже те, кто что-то лепил из глины.

Помещение для занятий было довольно просторным (в нашем местном клубе высоченные потолки под 5 метров), вокруг пахло красками, среди детей царила тихая, творческая атмосфера. Учителем в кружке работал коренастый, улыбчивый человек, который усадил меня за специальный мольберт и выдал огромный лист бумаги.

Остальные материалы для творчества у меня были свои (я притащил с собой купленную накануне гуашь и кисточки). Что мне придется рисовать, я тогда не представлял. Привыкший к строгости школьных правил, я лишь один раз тихонько подошёл к своему новому учителю и задал как раз этот вопрос.

– Рисуй то, что сам хотел бы изобразить. Я понаблюдаю, как у тебя будет получаться, и подскажу, если понадобится, – сказал он и ободряюще похлопал меня по плечу.

Это немного озадачило меня. Но ненадолго. Спустя несколько минут я уже принялся набрасывать контуры будущего рисунка. Сам не знаю, почему, но в воображении у меня возник гористый пейзаж, речка и несколько юрт с пасущимися рядом козами. Я до сих пор не могу понять, почему именно этот сюжет пришёл мне в голову. Не знал я, как ответить на подобный вопрос и тем детям, которые подходили посмотреть, что я рисую.

В тот первый день мне было немного неуютно в новой обстановке, поэтому я просидел весь урок за своим рабочим местом, не вставая. Время занятия пролетело незаметно. Ощущение новизны события захватило моё творческое сознание полностью.

На следующий день я уже работал красками во всю. Гуашь мне была знакома со школьных уроков по изо, с ней особых трудностей я не испытывал. Рисунок постепенно приобретал определённые черты, преподаватель подходил несколько раз ко мне и к другим ученикам, подсказывая и даже поправляя что-то своей рукой.

Потихоньку я стал присматриваться к тому, как здесь всё заведено и устроено. Ходить по мастерской никому не запрещалось. К тому же, меня так и подмывало посмотреть, кто над чем работает. Учеников в кружке было всего человек пятнадцать. Самое интересное, что каждый выполнял свою задачу, и никто ему не воспрещал этого делать. Сам учитель периодически подходил к своему рабочему месту и рисовал огромную картину маслом, которая была закреплена на мольберте у огромного окна.

Помимо естественного освещения, здесь повсюду стояли софиты, часть из которых подсвечивала рабочие места учащихся, а другие лампы использовались для подсветки натюрмортных инсталляций.

Я втянулся в занятия и стал посещать их регулярно. Иногда во время уроков я вставал и подходил к картине преподавателя, с интересом рассматривая её. Она была примерно полтора на один метр величиной. На картине была изображена жёлтая, мокрая осень, от полотна пахло бесподобными масляными красками и скипидаром. С каждым днём к работе преподавателя добавлялось что-то новое, он то и дело дорисовывал детали или исправлял уже готовое. Уже тогда я для себя решил, что когда-нибудь обязательно тоже буду рисовать такими безумно яркими и "вкусными" красками.

Прекрасно помню, что проходил я в тот кружок довольно долго, но не помню точно, что именно я рисовал там ещё. Какие-то рисунки были, но запомнился мне хорошо только тот первый, с горами и юртами.

Что мне особенно понравилось там, что никто не шумел и никому не мешал. Нравилось и то, что учитель не просто сидел за своим столом, а тоже, как и все, участвовал в творческом процессе. Он рисовал свои картины и периодически внимательно следил за тем, кто и что делает. Сейчас я досадую, что в тот раз так и не отважился попробовать что-нибудь совершенно новое для себя. А ведь там, в мастерской, была масса художественных материалов, которыми всем ученикам разрешалось пользоваться. И никто не ограничивал детей в том, на чём рисовать, потому что попроси я у учителя глину или даже холст, уверен, он бы не отказал.

Я хорошо помню парня, который был чуть старше меня. Он как раз и писал на холсте. А кто-то ставил себе сам интересный натюрморт или рисовал гипсовую голову. Сегодня это выглядит фантастически, но в то далёкое время художественная мастерская была оборудована великолепно, и наглядных пособий там имелась целая масса под руками у всех желающих.

Позже, когда я пришёл в художественную школу, мне там тоже встретилось много интересного и разного. Но школьная программа была более строгая и разбита на разные предметы, которые вели разные учителя. Разница лишь в том, что сами учителя не так много времени уделяли своему собственному творчеству. Они были больше педагогами, чем художниками. Конечно, они много рассказывали и показывали нам, учили рисовать, вкладывая в нас то, что должны были и могли. Но ни разу я не видел воочию, чтобы наши преподаватели рисовали на уроках вместе с нами.

Из тех давних занятий художественной школы я вынес очень много. Считаю, что моё образование получилось более чем достаточным, но всё равно, когда я сам преподаю уроки детям и взрослым, я тоже стараюсь рисовать вместе с ними. Мне кажется, что ученикам это крайне важно. Им нужно видеть, как работает их учитель. Так они наглядно воспринимают не только объяснения, но и видят, как из ничего возникает очередная творческая работа. Ученики видят процесс и тянутся за учителем. У детей получается рисовать гораздо лучше, когда они "подсматривают" за тем, что и как делает их наставник.

В следующей статье я постараюсь развить тему и объяснить, почему очень важно, чтобы преподаватель рисования был вовлечён в творческий процесс вместе со своими учениками.

Все фотографии в статье авторские, сделаны во время уроков рисования с детьми


Автор статьи @yurchello


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

6
279.306 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые