Живопись украинского Бердслея Всеволода Максимовича
Привет, друзья!
С вами @ksenia-v. Bдохновленная посещением Национального художественного музея Украины, хочу поделиться с вами найденным материалом об утонченном украинском художнике рубежа веков.
Этот прекрасный период в искусстве именуется в мире ар-нуво, югендстиль, сецессион, а в России – русский модерн. Это Всеволод Николаевич Максимович.
Родился он в Полтаве в 1894 году, а умер в 1914 г., покончив с собой из-за несчастной любви. Есть версия, что причиной смерти могла быть его провальная персональная выставка. Впрочем, не следует забывать, что молодой художник вел модную в то время богемную жизнь и не чурался наркотиков.
В середине 1900-х Максимович учился живописи у Ивана Мясоедова. От Мясоедова он взял не только искусство создания образов, но и культ голого тела. Юный художник стал членом художественно-философского объединения Мясоедова под романтическим названием "Сад богов ". Впрочем, в народе и прессе это звучало не так высокопарно – нудистский кружок.
Молодежь раздевалась догола и в таком виде позировала для картин. Соседи заглядывали в щели в шторах, а отец художника, когда хотел прийти к сыну, сначала посылал кого-то к нему, чтобы "боги" оделись. Позже и Максимович рисовал в основном наготу.
Важнейшими для работ Максимовича становятся образы античности, обнаженные тела (преимущественно мужские, изящные, но с четкой отрисовкой мышц), мифические сюжеты.
Обрамленные узорчатыми рамками или с полностью покрытым мелким узором фоном, его картины завораживают и как бы "всасывают" внимание зрителя.
Мелкоузорчатость фона чем-то напоминает нам картины австрийца Климта, а графические линии – англичанина Обри Бердслея. Манерность фигур может напомнить маркиз изысканного Константина Сомова.
Расцвет творчества Всеволода пришелся на два последние года жизни, когда он создал гигантские панно.
В 1925 году десяток полотен выкупил искусствовед Федор Эрнст для Всеукраинского исторического музея – так тогда назывался нынешний Национальный художественный музей Украины.
Через несколько лет футуризм признали "несоветским". Картины списали, сняли с подрамников, смотали в рулоны и унесли в хранилище. Планировали сжечь, но не смогли сразу вывезти – некоторые полотна Максимовича имели более 2х3,5 м. А потом о них забыли.
Двадцатилетний художник ушел из жизни и оставил нам пусть небольшое, по сравнению с другими, но ёмкое творческое наследие: наполненные символизмом картины, перед которыми можно провести в созерцании долгие часы.
Представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии