Сайт работает в режиме только на чтение.

[Мастер-класс] Часть ІІІ. Упражнения в рисовании по представлению

Более сложными являются упражнения, рассчитанные на развитие способности рисовать по представлению.
В основе рисования по представлению лежит понимание глубины пространства и четкое восприятие трехмерности формы предметов. Рисующий должен уметь воссоздать в своем сознании облик трехмерной формы, расположенной в пространстве определенным образом, хорошо понимать и чувствовать ракурсы.

Известно, что изображение поверхностей форм, уходящих в глубину, составляет наибольшую трудность даже в рисунке с натуры. В данном же случае эта трудность возрастает в очень большой степени. Об этом надо помнить и не браться за выполнение непосильных задач. Вначале нужно пытаться рисовать по представлению простые геометрические тела, несложные предметы домашнего обихода. В дальнейшем можно переходить к более расчлененным формам.

Мы называем предметы неправильной формы те, которые в наименьшей степени соответствуют формам геометрических тел. Изобразить их по представлению труднее, чем знакомые всем геометрические тела. Отсюда ясно, что одним из путей усложнения заданий в рисунке по представлению будет путь от изображения простых геометрических тел к предметам неправильной формы. Высшим этапом в рисовании по представлению будет сложная форма головы или фигуры человека.

В основе всех упражнений в рисовании по представлению лежит один и тот же принцип:

  • Сначала делается натурный рисунок с какого-нибудь предмета, причем рисующий должен хорошо понять его строение и расположение в пространстве всех его частей. Следует понять форму предмета не как проекцию с одной точки зрения, а как объем, существующий в пространстве, осознать строение этого предмета и представлять себе его форму.

  • После этого делается рисунок по представлению. Тот же предмет изображается в другом повороте, с другой точки зрения. Новый поворот, в котором предмет изображается по представлению, может быть свободно выбран рисующим или задан ему. Во время работы по представлению модель (изображаемый предмет) убирается, но предварительным рисунком, сделанным с натуры, пользоваться можно. Это даже полезно и нужно для того, чтобы лучше научиться «читать» ракурсы, чтобы иметь отправные координаты в пропорциях предмета и ясно осознавать все изменения, которые претерпит изображение формы предмета в новом повороте по сравнению с первым рисунком.

  • Третьим моментом, как и в рисунке по памяти, является проверка. Она обязательна. В конце задания необходимо проверить соответствие получившегося изображения с моделью, заняв по отношению к ней ту точку зрения, с которой был сделан рисунок по представлению. Нужно внимательно сравнить свое изображение с моделью и уяснить себе все получившиеся ошибки. Это будет зрительной проверкой. Еще полезнее сделать проверочный рисунок, то есть нарисовать с натуры модель в том повороте, в котором сделан рисунок по представлению. Сравнение этих двух изображений (то есть рисунка по представлению и проверочного) дает возможность осознать все недостатки пространственного представления, проявившегося в работе.

Проверочный рисунок - важная составная часть упражнений в работе по представлению.

На своих уроках изобразительного искусства практикую выполнение так называемого проверочного листа.

Сначала выполнялся рисунок с натуры, например, изображение яблока.

Затем делался схематический рисунок его геометрической формы с той же точки зрения.

Третьим был уже рисунок по представлению. В нем ученики изображали схему геометрической формы яблока, но уже в заданном ракурсе.

Четвертый рисунок являлся основным ответом на задание – в нем дети пытались изобразить сам предмет, но, конечно, в виде наброска.

Наконец, пятый рисунок – проверочный – делался с натуры в положении заданном для рисунка по представлению.

Введение этих схематических набросков конструктивного характера в качестве промежуточных этапов задания вполне целесообразно.

Представляю вашему вниманию проверочный лист.

Это рисунок по представлению с обнаженной мужской фигуры. Он дает возможность проследить все пять описанных фаз этого задания.

Шестое изображение, то есть рисунок скелета является дополнением к третьей фазе – рисунка конструктивной схемы фигуры в заданном повороте.

Описанный мною метод проведения упражнений в рисовании по представлению дает простор для различных вариаций. Важно, чтобы эти упражнения делались с охотой, чтобы они заинтересовали вас и увели от фотографичности, от слепого копирования, которые так часто составляют порок в обучении рисунку.

В заключении нужно предупредить, что рисование по памяти и представлению – дело очень и очень нелегкое. Результаты, получаемые при этом, значительно отличаются от результатов в работе с натуры. Известно, что на первых порах у способных людей, пользующихся данными советами, будут наблюдаться быстрые успехи в рисовании с натуры, конечно, при условии серьезного отношения к работе.

Результаты будут вас радовать и окрылять!

Творческих успехов и весеннего настроения!

Автор поста Валентина, @palitra
Фото из личного архива автора

Text.ru - 100.00%


Платформа для монетизации творчества - Pokupo.ru
Торговая платформа Pokupo.ru

vp-pedsovetvox-populiмастерклассвоспитаниетворчество
353
215.191 GOLOS
0
В избранное
ПЕДСОВЕТ
Сообщество педагогов, воспитателей, руководителей кружков, тренеров ДЮСШ, студентов, учащихся и их родителей
353
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые