Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-pedsovet
6 лет назад

[Мастер-класс] Рисование по памяти. Часть І. Величайший опыт знаменитых художников

Чтобы воплотить в зрительных образах свой замысел – передать характер и чувства человека, мимолетное состояние природы, какое-нибудь событие – художник опирается не только на учение рисовать с натуры, а и на умение рисовать от себя.

Такое умение не исключает необходимости работы с натуры и не должно приводить к недооценке ее значения. Но, постоянно обращаясь к натуре, не следует идти по пути слепого копирования всех ее случайных проявлений. Нужно смотреть глазами художника, то есть фиксировать в окружающей действительности главное.

Нужно сразу отметить, что ярко проявленная способность рисовать от себя – явление редкое. Наблюдаются и такие случаи, когда хорошо рисующий с натуры оказывается совершенно беспомощным при попытках нарисовать что-либо свое. Однако в большинстве случаев способность рисовать от себя в той или иной мере присуща тем, кто вообще проявляет одаренность к изобразительному искусству. И важно, чтобы развитию этой способности было уделено должное внимание с самого начала.

Если начинающий уже с первых шагов обучения будет дополнять основную работу (то есть рисование с натуры) некоторыми упражнениями, рассчитанными на укрепление способности рисовать от себя, - он может достигнуть больших творческих результатов.

Всегда в работе художника большое значение имеет зрительная память. Чем больше она развита, тем легче мастеру запомнить определенное явление действительности, иногда бегло промелькнувшее перед ним, и в конечном результате может стать важной деталью в осуществлении его замысла.

Многие художники прошлого поражали окружающих своей богатой зрительной памятью. Замечательный русский пейзажист И.И. Левитан обладал способностью удивительно точно восстанавливать в своей памяти увиденное, особенно то, что раньше писал с натуры. Всех поражала необыкновенная правдивость этих рисунков и этюдов. Отличить их от написанного с натуры было очень трудно. Работая над пейзажами в Плесе, Левитан изучал и запоминал нужный ему мотив, а потом довольно быстро заканчивал картину по памяти. Таким образом, им были созданы известные пейзажи «Вечер (Золотой Плес)» и «После дождя».

https://i.imgur.com/szm51To.jpg

https://i.imgur.com/YS3ewu0.jpg

Большое место занимала работа по памяти и в творчестве К. П. Брюллова, который любил «записывать на память» карандашом или акварелью и то, что он видел раньше, и то, что сочинял на основании полученных впечатлений. Такое «сочинение» с карандашом в руках было неотъемлемой частью творчества Брюллова. Даже, прикованным к постели смертельной болезнью, неустанно создавал много новых сцен, рисуя их на клочках бумаги то сепией, то карандашом, то акварелью. Некоторые из этих последних рисунков великого мастера сохранились до наших дней. К их числу относится и рисунок «В полдень».

https://i.imgur.com/NaYkfYM.jpg

На протяжении всей творческой деятельности Левитан написал много картин, на которых запечатлел свои воспоминания о красоте природы разных мест, в разные года жизни.

Бурю, которую он увидел у берегов Италии, он мастерски мог перенести на картину, где изображен пейзаж Крыма или Кавказа. Отражением луны в Босфоре, умело осветил крепости Севастополя. Все это свойственно его кисти, характерная особенность художественной стиля. Он внимательно изучал, запоминал все природные изменения, атмосферные перемены, игру света и тени на морских волнах, на вершине гор, на кронах деревьев - и все виртуозно воспроизводил по памяти, создавая уникальные шедевры.

Значение рисования от себя отмечено многими выдающимися мастерами. Но под этим они подразумевали не отрыв от натуры, а творческое отношение к ней, основанное на ее всестороннем предварительном изучении.

Имеется любопытное суждение известного художника-мариниста И. К. Айвазовского. Он говорит о творческом методе живописца, но это касается и рисунка, так как мы знаем, что он лежит в основе реалистического изображения в искусстве.

Айвазовский писал, что художник, который копирует красоту натуры, однозначно становится ее рабом. Плохо одаренный памятью человек, перенося свои впечатления на полотно, возможно может стать неплохим копировальщиком, его даже можно сравнить с «живым фотографическим аппаратом», однако настоящим художником – никогда!

Невозможно с натуры писать движение стихий – сверкающую молнию, порыв ветра, всплеск волн. Вот поэтому художник и должен запомнить их, чтобы этими случайностями, эффектами света и теней, создавать картины.

Айвазовский объясняет нам некоторые закономерности своего творчества, связанные непосредственно с интересующим нас вопросом. В этих высказываниях, как и при обращении к творчеству крупнейших мастеров прошлого, мы сталкиваемся с понятиями, которые возникают, как только дело касается работы художника от себя, то есть работы по памяти, впечатлению и воображению.

Моменты (или элементы) работы по памяти, представлению, впечатлению и воображению переплетаются настолько тесно, что их очень трудно разграничить. Тем не менее, сделать попытку более четкого определения этих понятий нужно в качестве предпосылки для разработки вопросов методики занятий рисованием от себя.

Что же такое представляет собой рисунок по памяти?

  • думается, что в самом чистом виде рисунком по памяти можно назвать такой, при котором художник ставит себе задачу наиболее верно воспроизвести подмеченное, изученное или ранее рисованное с натуры.
    Это будет простейшим примером работы от себя.

  • далее можно говорить о более сложной задаче воспроизведения по памяти явления, подмеченного ранее и запечатлевшегося в сознании художника. Припомним, что Айвазовский говорит о луче босфорской луны, которым он освещал твердыни Севастополя, или о средиземноморской буре, перенесенной им к берегам Крыма.

Можно представить себе в наших условиях такую задачу, когда рисующий попытается изобразить от себя какую-нибудь модель, которую он хорошо проштудировал, причем изобразить ее в другом повороте. В этих случаях художник создает нечто новое, но на основе конкретных, хорошо изученных явлений, которые он показывает с новой точки зрения (например, модель в другом повороте) или показывает их в новых сочетаниях (как это делал Айвазовский в вышеупомянутых случаях).

Такую работу можно назвать работой по представлению.

  • Наиболее отвлеченной от непосредственных впечатлений натуры является работа по воображению, при которой художник целиком сочиняет изображаемое. Однако отвлеченность и в этом случае кажущаяся, так как в основе нашей фантазии всегда лежат впечатления реального мира.
    Во всех областях искусства мы встречаем произведения, где художник создает фантастический образ, адекватного которому он в жизни наблюдать не мог. Это и будет образом, созданным по воображению.
    Примером может служить картина «Пан» М. А. Врубеля. Несмотря на всю свою сказочность, образ состоит из элементов реального мира, запечатлевшихся в памяти художника.

https://i.imgur.com/vvD1G2L.jpg

Чтобы не задерживаться на определении часто встречающегося термина «работа по впечатлению», достаточно сказать, что впечатления от тех или иных явлений окружающей среды питают нашу память, наши представления и, в конечном счете, наше воображение. Очевидно поэтому многие авторы произвольно относят этот термин ко всем видам работы художника от себя.

Мы определяем виды работы от себя в соответствии с задачами, возникающими перед художником. Такой принцип помогает яснее ориентироваться в этих сложных вопросах и позволяет наметить некоторые основные методические приемы, рассчитанные на развитие способности рисовать от себя.

Прежде чем перейти к упражнениям, рекомендуемым для этой цели, рассмотрим некоторые приемы старой реалистической школы, которая в области рисунка накопила большой и ценный опыт.

Для самоусовершенствования в технике рисования с натуры и улучшения памяти при ее изучении во всевозможных положениях, приходя домой из Академии Ф. П. Толстой (скульптор и медальер), продолжал примерно неделю рисовать по памяти натуру, поставленную в классе. Для этого дома заготовил папку с такою же точно бумагою, как в натурном классе. Также обзавелся большой деревянной доской, которую выкрасил в черный цвет и покрыл лаком. На ней он рисовал мелом модели в натуральную величину, которые тоже ставились в натурном классе. Все эти способы рисования по памяти, принесли для него много пользы для изучения натуры.

Продолжение следует. Вам будут предложены упражнения в рисовании по памяти, следует.

С уважением @palitra
Фото из книги "Художники мира"

Text.ru - 100.00%

Платформа для монетизации творчества - Pokupo.ru
Торговая платформа Pokupo.ru

4
214.160 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые