[Советы учителя рисования] Полезные выводы для практической работы. Часть І
Вот и провели мы с вами огромнейшую работу, проанализировав несколько произведений великих мастеров, и, надеюсь, самостоятельно выполнили ряд этюдов акварелью.
Ваши наблюдения, практический опыт позволяют сделать некоторые полезные выводы, которые сможете использовать в практической работе.
Как говорится, давайте «завяжем узелки на память».
Первый узелок.
Композиция, цвет и рисунок – средства, помогающие добиваться наибольшей выразительности этюда.
Второй завяжем покрепче.
При выборе мотива продумывайте композицию на листе с учетом освещенных и затемненных частей, решайте, в каких пропорциональных отношениях взять землю, небо, деревья.
Третий.
Присмотревшись к натуре, постарайтесь представить этюд уже написанным. Всегда важен конечный результат. Не игнорируйте это правило.
Еще один, четвертый, затяните потуже.
Обязательно установите общий тон цветового решения этюда: теплый, холодный. Если теплый, то как именно. Старайтесь до конца работы не утратить полученное в начале этюда впечатление от природы.
Начинающие, как правило, когда пишут пейзаж, пытаются угнаться за изменениями оттенков неба или других частей в пейзаже, ломают определившийся в начале работы колорит, чем нарушают единство цветовых отношений, изменяют своему первому впечатлению, побудившему их изобразить данный мотив.
Вяжем пятый.
Начиная прописку, краски берите в силу, не робея, особенно в главных контрастах – светлых, темных, холодных.
Выдерживайте, несколько даже усиливая, светосиловые отношения неба к земле, неба к деревьям.
Ведите сравнения по сходности цветов между собой: теплые с теплыми, холодные с холодными, светлые со светлыми, темные с темными.
Еще один немаловажный узелочек.
Запомните, что при солнечном или ином теплом освещении света на предметах воспринимаются нами в теплых тонах, а в тени в холодных, в то время как тени при холодном свете – теплые, а света – холодные. Падающие от предметов тени кажутся нам цветными.
Устанавливая цвет теней от предметов при солнце в различные часы дня, следите за их оттенками, сравнивая их между собой, но не изолированно, а охватывая участки натуры более широко.
Помните, что в яркий солнечный день и в полдень тени от предметов воспринимаются менее цветными, чем вечером при более цветном свете. В полдень, особенно летом, свет настолько яркий, ослепительно белый, что цвета высветляются, как бы разбеляются, а тени по закону контраста к этому яркому свету воспринимаются более темными и потому также утрачивают цветность.
Кроме того, цвет теней будет зависеть не только от характера света, но и от окружающих условий.
Так при солнечном (теплом) свете тени на песке часто кажутся лиловыми, а зимой на снегу – голубыми или розовыми (закон цветового контраста); на асфальте же тени будут совсем другого качества, а в окружении зелени – третьего. Тени от деревьев на стенах домов, имеющих различную окраску, также принимают разнообразные оттенки.
Особенно эффективны по яркости и чистоте цвета тени на снегу. В различные часы дня, особенно под вечер, они могут восприниматься то голубыми, то зелеными, то розовыми вплоть до пурпурных.
Явление цветных теней объясняется рядом законов цвета и свойствами нашего восприятия.
Знание этих законов может объяснить наблюдаемые нами эффекты и в какой-то мере облегчить, сделать выводы как для натурных этюдов, так и особенно для живописи по представлению.
Творческих успехов!
С уважением автор @palitra.
Фото из личного архива автора.