Церковь Святых Жен-Мироносиц (Измаил)

Продолжаем прогулку Измаилом и на этот раз расскажем об одном из храмов города, Церкви Святых Жен-Мироносиц. Расположена она по улице Шевченко, а совсем неподалеку Куликово поле, где сейчас сделали небольшой и приятный скверик. Храм отреставрирован и выглядит просто потрясающе, сложно удержаться, чтобы не сделать фото фасада.

20180112_130120.jpg

Сама же церковь начинает свою историю в середине XIX столетия. Ее застройку начали в далеком 1849-м. Местом же было выбрано огромное городское кладбище, где местные купцы Тульчиановы возвели часовню над старинным родовым склепом. Несколько позже (по некоторым данным в 60-тых годах того же века) часовня была преобразована и освящена, после чего стала называться церковью Святого мученика Феодора Тирона. И уже в 64-м здесь была проведена первая служба.

Вскоре Иосифом Глизяном, который был настоятелем Свято-Покровского собора, было написано обращение к Кишиневской духовной консистории о том, что новый в помещении церкви не хватает места для полноценного проведения службы. Он просил о застройке храма на том месте, где было расположено кладбище. Глизян неоднократно довольствовался отказами, новый храм не хотели строить, пока в начале 83-го архиепископ Сергий не утвердил постройку. Новый каменный храм получил название Святых Жен-Мироносиц.

В те времена церкви в основном строились за счет пожертвований местного населения. Таким образом, на возведение нового храма было собрано 26 431 р. и 92 коп. Значительную часть этих сборов было пожертвовано местными купцами Иваном Кирилловым и Тимофеем Авраамовым. Говорят, что именно благодаря этим двум купцам и было завершено строительство, так как они всеми силами поддерживали работы и даже брали взаймы средства у других купцов. Для создания проекта и составления сметы выбрали епархиального архитектора Михаила Степановича Серацинского.

20180112_130225.jpg

Камень для церкви добывали в крепости «Измаил», разбивали стены сооружения, переносили на новое место, и уже потом застраивали храм. Можно сказать, что разрушенная крепость перекочевала в храм. Скорее всего, работа была адской, так как известковый раствор был намертво приклеен к камню, ведь это фортификационное сооружение, строили его на века, чтобы ни один враг не смог пробить стены.

Целых четырнадцать лет возводили храм, лишь к середине лета 1897-го в Кишеневскую консисторию доложили о том, что строительные работы завершены. Немного позже губернским архитектором было разрешено перейти на следующий этап – освящение. Собственно, долго с этим не тянули, и уже пятого октября того же года благочинный первого округа Измаильского уезда протоиерей Симеон Топалов освятил храм и в нем начали проводить службу.

20180112_125903.jpg

В советское время церковь десятки лет полноценно функционировала до того времени, пока не было закрыто кладбище. В 1961-м Измаильским горисполкомом было принято решение о закрытии храма и превращении его в складское помещение. Не мудрено, что практически все имущество, находящееся тогда в церкви, было раскрадено. Сохранились только элементы иконостаса и три киота, находящиеся в Николаевском храме Покровского собора. С этих дней храм не функционировал и за почти три десятка лет пришел в плачевное состояние.

Вернуть церковь верующим и возобновить работу решили лишь к 1989-му году. Два года спустя начались реставрационные работы под руководством протоиерея Иоанна. На то время от храма остались только стены, дверей, полов и окон не было, разрушался даже фундамент. Это был не поверхностный ремонт, а капитальное восстановление, где практически все переделывали. На это были также собраны пожертвования от местных жителей.

20180112_130042.jpg

Проблемы начались, когда дело дошло до росписей реставрированной церкви, ведь в городе было невозможно найти специалиста нужного профиля. Однако, после продолжительных поисков мастера во многих городах Украины и даже Кишиневе, отцом Иоанном был найден волынский художник Александр Бурбела. За плечами Александра Ивановича было сорока двухлетний стаж работы над церковными росписями, прежде он расписывал храмы в нескольких крупных российских городах.

Еще одна проблема в этом плане была в том, что у церкви как таковых традиций не было, поэтому отцом Иоанном была обдумана и концепция. В ходе масштабной реставрации настоятелю пришлось побывать во многих городах нашей страны и за ее рубежом. Позже А. Бурбела и его сыновья Григорий и Николай расписали храм. Им помогали художники из Измаила Иван Шишман и Петр Чакир.

20180112_130320.jpg

На сегодняшний день церковь восстановлена и полноценно функционирует, здесь регулярно проводят службы. Храм Святых Жен-Мироносиц является ярким примером стремления местного населения и служителей церкви сохранить историю своего края и здания в частности. Благодаря этим людям, храм продолжает функционировать до нашего времени.

Автор статьи: @riverside. Фото: @vredina
Редактура: редколлегия сообщества "VP-Одесса-мама"

vpodessavox-populiодессапутешествияхрамы
100
-40.102 GOLOS
0
В избранное
Одесса-мама
Сообщество Одесской области
100
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые