Планирование пейзажной фотосъемки

Не зря говорят "грамотный план - залог успеха". И это утверждение как нельзя верно в пейзажной фотографии. Именно при съемке пейзажей очень важно оказаться в нужном месте в нужное время и полагаться только на волю случаю, было бы очень опрометчиво.
Поэтому еще на этапе подготовки к какой-то поездке за красивыми пейзажами и видами надо тщательно все продумать.
Конечно, идеально съездить на разведку и посмотреть на место, приметить точки съемки и ракурсы, а потом целенаправленно приезжать снимать в режимное время, но это не всегда возможно.
Поэтому подготавливаться приходится дистанционно.

Как найти место для съемки?

Самый простой вариант - подсмотреть у коллег. Поискать в интернете интресные фотографии из тех мест куда вы собираетесь поехать, посмотреть что публикуют пользователи фотосайтов в фотохостингах. Какие фотографии продаются на фотостоках. Это не значит, что надо непременно снимать тоже самое, но место взять на вооружение вполне можно.
Вполне пригодятся сайты с достопримечательностями - все-таки самые красивые места обычно известны, а туристичекие места красивы.

В средней полосе России интерес могут представлять всякие церкви и монастыри. Это не из-за какой-то особой религиозности, а просто потому что с интересными рельефами не густо, а церкви чаще всего строят в живописных местах, да и сами по себе они интересная доминанта, вокруг которой можно строить пейзажный кадр.
Так же, на помощь пейзажисту придут речки и озера, а уж если церковь стоит на берегу реки, то считайте "место для шедевра" у вас в кармане.

Как выбрать время для съемки

Допустим, с местом мы определились. Теперь надо понять в какое время туда лучше ехать - есть такие места, которые выглядят живописно только при морозе в 20 градусов (например, подмосковная речка Пехорка). Какие-то точки лучше смотрятся на рассвете, а какие-то только на закате.
Для того, чтобы рассчитать время заката или рассвета, пригодится приложение ThePhotographersEphemeris (или его аналоги) - здесь можно на спутниковую карту наложить линии, показыващие нарпавление солнца при закате или рассвете. А эта информация позволит очень точно понять с какой стороны будет солнце днем или вечером и на что стоит рассчитывать при съемке.

Как в реальности?

Приведу небольшой пример из одной из прошлогодних съемок. Планирование, рассчеты и несколько фотографий, которые получились в результате.

Местом поиска локации для съемки стал подмосковный город Серпухов и его окрестности, просто потому что он находился не очень далеко от того места, где я была.
После того как область поисков определена, формализую требования к конкретной локации:

  1. Место у реки или пруда, потому что пейзажи с рекой сразу смотрятся живописнее.
  2. Рядом не должно быть высоких домов или каких-то объектов, которые могут разрушить "русский дух"
  3. Логично, что до места должно быть относительно легко добраться - это я просто не люблю по 5 км. ходить пешком
  4. Холмы и пригорки это плюс - в такой местности очень часто образовывается туман.
  5. Ну и расстояние не больше 50км от моего местоположения, просто потому что было лень ехать далеко.

В результате поиска обнаружился Высоцкий Монастырь в Серпухове, который удовлетворял всем моим условиям. Многоэтажек на фоне нет, только частные домики. Рядом речка, а сам монастырь на возвышенности.

Примерно вот такую картину можно увидеть на спутниковых картах

Если фотографировать со стороны реки, то получается, что монастырь стоит на небольшом возвышении и города за ним не видно. Вокруг много деревьев и кустов, что увеличивает шансы на интересную композицию.

А на панораме местности из Google Maps видно, что рядом есть пруд.

Только надо выяснить, что пруд там действительно есть, и то что на фотографии не лужа и не река (которая, по идее, должна находится дальше).

Поэтому захожу на сайт http://wikimapia.org и проверяю область вокруг монастыря. Викимапия хороша тем, что ко многим объектам местны жители пишут комментарии и оттуда, действительно, очень часто можно узнать актуальную информацию. Очень полезно бывает, для того чтобы проверять всякие проселочные дороги и броды.

На всякий случай запоминаю положение пруда и его координаты, чтобы при съемке первым делом отправится к нему.

Видно, что восход в 4:38 утра и можно выстроить кадр, в котором на первом плане будет пруд, а на заднем башни монастыря с солнцем за ними. Довольно неплохой пейзажный сюжет получается.

Ехать мне около 50 километров, а значит на дорогу надо примерно час. Полезно будет сразу же при планировании присмотреть место для парковки, чтобы потом судорожно не метаться вокруг. А заодно, несколько дополнительных точек съемки, на случай если к основной не получится проехать по каким-то причинам.

К любому плану нужен запасной план, да.

А что в реальности?

Все точки съемки примерно обозначены на карте

04:31AM

Много-много тумана это круто, главное, чтобы было чуть-чуть видно солнце.
Направляюсь к пруду - пока еще нет света, надо проверить точку съемки. При этом ориентироваться приходится по навигатору, потому что на местности вообще ничего не видно.

04:33AM

04:35AM  (точка номер 1)

Стою на берегу пруда и вижу, что солнце восходит там где и должно (странно было бы, если бы не так), только пока в плотном тумане все. Поэтому свет слишком рассеянный и не очень годится для пейзажа. Надо ждать. Но то, что план правильный не может не радовать.

04:41AM (точка номер 3).

Следующие несколько минут освещение практически не меняется, я брожу вокруг, делаю себяшки со штатива (заглавная картинка как раз из них) и жду солнца. В какой-то момент туман над прудом рассеивается и картинка перестает быть интересной и загадочной.

05:11AM (и снова точка 1)

Туман немного рассеялся, а солнце так и не показалось из-за вершин деревьев, поэтому я подумала, что тумана больше не будет и решила сходить к реке. Пока шла, решила оглянуться...

05:15AM
... пришлось спешно нестись обратно к пруду, потому что "дали свет"

05:17AM

И буквально через пару минут становится намного интереснее
05:19АМ

05:21 (точка 2)

05:26

05:27

Результат 2.5 часов съемки 417 фотографий из которых 2/3 я вчера отправила в корзину. Там были дубли, брекетинг который оказался не нужен, потому что все, что нужно, тянулось из одного кадра и пристрелочные снимки.

Осталось 172 снимка.

Автор материала @liseykina


Обсудить работу сообщества и пообщаться на тему фотографии вы можете в нашем чате - https://t.me/vox_photography

Авторские статьи для публикации в сообществе принимаются на почту vp.vox.photography@gmail.com, автор публикации получает 70% от GBG полученных за статью

vppvox-populiфотографияобучение
25%
0
261
245.322 GOLOS
0
В избранное
Photo Pro
Советы по фотографии, описание приемов фотосъемки и обработки, обзоры фототехники и все, что касается фотографии
261
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые